Пока исполнители получают копеечные гонорары, их «защитники» живут на широкую ногу.
Объединение трех крупнейших российских организаций по коллективному управлению авторскими правами — Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) прошло практически незамеченным для большинства россиян. Это и понятно — лето, сезон отпусков.
В Минкульте идею организации «большого кармана» авторских денег одобрили. «Объединение обществ по коллективному управлению правами будет положительно влиять на возрождение национальной культуры», — выразил уверенность министр культуры РФ Владимир Мединский. Однако сами авторы, являющиеся правообладателями, за чьи интересы, собственно, и призваны радеть защитники интеллектуальной собственности, такого оптимизма не разделяют. Они высказывают опасения: «Если раньше каждая из организаций распоряжалась деньгами в отдельности, то теперь будут вместе». А судя по тому, что, например, руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов, да и его мама Вера Федотова, являющаяся главным бухгалтером и заместителем сына в РАО, привыкли жить на широкую ногу, как-то боязно становится за авторские гонорары.
Например, по данным «Комсомольской правды», «с 2012 года Вера Владимировна приобрела два особняка в Подмосковье (один из них на Николиной Горе) и участок земли площадью 1200 кв. м». Сынок тоже не отстает. В июне этого года интернет-сообщество активно обсуждало покупку Федотовым шотландского замка Грант XV века, принадлежавшего одному из самых известных старинных родов в стране. Действующий вид замок приобрел в 1694 году, а в 1990-х годах его перестроили под современное жилье. Поговаривают, что в нем даже обитает собственное привидение. По данным The Daily Mail, глава РАО приобрел замок за миллион фунтов, это около 1,5 млн долларов.
«Для меня он представляет интерес прежде всего с культурно-исторической точки зрения. Полагаю, что процесс его восстановления будет иметь значение для историков и археологов не только в Шотландии, но и в нашей стране», — прокомментировал свою покупку газете «Ведомости» Федотов и предупредил, что считает разглашение информации об объектах недвижимости, принадлежащих ему в России и за рубежом, вторжением в частную жизнь.
Однако шила в мешке не утаишь, Федотов — человек известный, да еще и при должности. Так что у многих сразу возник резонный вопрос: «На какие средства приобретено сие творение?» По словам первого зампредседателя Комитета нижней палаты по информационной политике Госдумы Вадима Деньгина, то, что в газеты попала информация о покупке замка Федотовым и при этом он еще без зазрения совести заявляет, дескать, делается это, чтобы оставить память потомкам и историкам России, — это постыдный факт. Деньгин считает, что общественные деятели должны публиковать сведения о доходах, как это делают, например, депутаты Госдумы. С точки зрения парламентария, покупка замка, строительство которого началось в XIV веке, должна стать поводом для проверки источников доходов Федотова.
А на днях блогосферу взорвали фотографии отпускника Федотова, развлекающегося на собственной яхте. На одном из фото, выложенных в «Твиттере», он пьет кофе, на другом — рассекает волны, а вот задумчиво вглядывается в горизонт. Размышляет, видимо, о том, как еще приструнить распоясавшихся расхитителей интеллектуальной собственности. Многие ведь помнят нашумевший случай, когда в Самаре после бесплатного концерта хора ветеранов представители Российского авторского общества потребовали деньги, причитающиеся композиторам и авторам песен военных времен (или их наследникам). Скандал замяли, но осадочек остался.
Как не раз заявляли в пресс-службе РАО, «выплаты авторских отчислений мы не комментируем — это конфиденциальная информация». Зато о «бешеных гонорарах», которые получают правообладатели, с удовольствием говорят сами авторы. Например, по словам исполнительного директора продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрея Лукинова, композитор за участие в подготовке Олимпиады в качестве музыкального продюсера и в частности за то, что Матвиенко «для церемоний закрытия и открытия предоставил свои песни, лично аранжировал несколько неохраняемых произведений, получил всего 72 рубля». Бешеные деньги!
Недоволен, как защищают его авторские права, и поэт-песенник, народный артист России Илья Резник. «Считаю унизительным, написав 2,5 тысячи песен, получать 30 тысяч рублей в месяц», — заявлял он в одном из интервью. Резник обращался к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию с авторскими правами в России. «Действующие правовые нормы в области защиты и охраны интеллектуальных прав на настоящий момент находятся в условиях произвольного толкования небольшой группы людей, использующей декларативность этих норм в своих корыстных и далеких от изначальных целях», — говорилось в письме. Однако ответа не получил. И, по данным СМИ, осенью 2014 года Илья Резник вышел из РАО.
Так поступают, кстати, многие авторы и исполнители. Они покидают организацию, которая не справляется с возложенными на нее обязанностями. Напомним, регистрация автором произведения в РАО — не обязанность, а право. На сегодняшний день членами Российского авторского общества являются около 20 тысяч создателей произведений, среди которых писатели, поэты, драматурги, композиторы, хореографы, художники и представители других творческих профессий, а также их наследники. Считается, что так удобнее. Большинство государственных театров предпочитают выплачивать «авторские» именно через посредника, чтобы не возиться с перечислением средств отдельно композитору, либреттисту, автору костюмов и декораций и т. д. К сожалению, проверить справедливость расчета авторских гонораров практически невозможно. Авторы даже грустно шутят на этот счет, дескать, «это такой бизнес на доверии».
Возможно, после объединения Российского авторского общества, Российского союза правообладателей и Всероссийской организации интеллектуальной собственности в сфере защиты интеллектуальной собственности в России будет наведен порядок. Хотя эксперты уверяют, что коль скоро у руля остаются все те же привыкшие к роскошной жизни личности, вряд ли ситуация радикально изменится.
Штрихи
Российское авторское общество было учреждено в статусе общественной организации 12 августа 1993 года российскими авторами и их наследниками в соответствии с законом «Об авторском праве и смежных правах».
Ключевые слова:
авторская песня,
Вера Федотова,
Ветераны,
кормушка,
коррупция.,
Махинаторы,
обман,
обманывать,
откат,
песни,
развод,
рао,
Сергей Федотов,
Сергей Федотов РАО,
федотов,
Федотов РАО,
Федотов С.С
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.