Экономика природопользования и устойчивое развитие: реалии и перспективы / Блог им. AndreyNevskiy / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Экономика природопользования и устойчивое развитие: реалии и перспективы

В условиях экономического кризиса и обострения конфликтной ситуации на востоке страны долгосрочные приоритеты развития в определенной степени отходят на второй план, уступая решению текущих задач. По-разному также воспринимается при таких условиях идея устойчивого развития — такого, который обеспечивает потребности настоящих и не ставит под угрозу их удовлетворения для грядущих поколений. Одной из основных составляющих устойчивого развития является рационализация природопользования — уменьшение удельных затрат природных ресурсов, повышение уровня энергоэффективности хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала, использование альтернативных источников энергии, преодоление синдрома расточительности по использованию невозобновляемых природных благ. По вопросам обоснования приоритетов устойчивого развития и рационального использования природно-ресурсной составляющей национального богатства мы обратились к директору Государственного учреждения «Институт экономики природопользования и устойчивого развития Национальной академии наук Украины», академика НААН Украины, доктор экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украина Михаила Артемьевич Хвесик.

— Михаил Артемович, возглавляемый Вами институт является профильным учреждением в системе НАН Украины, на которое возложены обязанности разработки методологических основ экономики природопользования и механизмов обеспечения устойчивого развития. В этом контексте, на решение каких задач направлена ​​деятельность института и что уже сделано в аспекте формирования идеологии рационального природопользования и практического инструментария обеспечения устойчивого развития нашей страны?
— Наш коллектив вместе со многими другими институтами, которые работают в системе НАН Украины, еще 2012 разработал Национальную парадигму устойчивого развития Украины, в которой определены современные тенденции, стратегическую основу и перспективные направления устойчивого развития нашего государства. В частности, разработаны концептуальные основы устойчивого развития природно-ресурсного потенциала, включая земельные, водные, минерально-сырьевые, лесные ресурсы, социальную составляющую, условия обеспечения природно-техногенной и экологической безопасности и тому подобное. Национальная парадигма устойчивого развития является для нас тем базовым документом, согласно которому осуществляется разработка конкретных механизмов достижения отдельных приоритетов устойчивого развития. Так, приоритеты, определенные этим документом, нашли свою конкретизацию в Национальном докладе «Социально-экономический потенциал устойчивого развития Украины и ее регионов», в которой с участием ученых восьми научно-исследовательских институтов исследовано современное состояние, тенденции и проблемы воспроизводства социально-экономического потенциала устойчивого развития Украины и ее регионов, осуществлена ​​его системно-комплексная оценка, предложена методология формирования системы индикаторов эффективности развития региональных социально-экономических систем.
— Насколько разработки института, которые касаются формирования практического инструментария достижения приоритетов экономного природопользования и устойчивого развития, коррелируют с политикой государства по реформированию местного самоуправления и децентрализации власти?
— Сотрудниками нашего учреждения сформирован институциональные основы управления природными ресурсами и обеспечения устойчивого развития в условиях децентрализации власти в Украине. Недостаточный уровень положительного влияния использования природных ресурсов на темпы социально-экономического развития, особенно сельских депрессивных территорий, связан как раз с отсутствием в территориальных общин реальных прав распоряжаться природными ресурсами на прилегающих территориях. Наша принципиальная позиция заключается в том, что, несмотря на необходимость повышения значимости природно-ресурсного фактора в социально-экономическом подъеме территорий, провозглашенный стратегический курс на децентрализацию власти и реформирования местного самоуправления должен обязательно включать мероприятия по передаче в собственность территориальных общин природных активов, размещенных на прилегающих территориях, что будет способствовать укреплению финансовой самодостаточности местного самоуправления через увеличение поступлений природно-ресурсных платежей в бюджеты базового уровня и станет залогом развития малого и среднего предпринимательства.
Сегодня в институте выполняются работы по имплементации основных положений недавно принятых базовых законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих ориентиры устойчивого развития и механизмы перераспределения полномочий управления социально-экономическими процессами отдельных территорий (законы Украины «Об основах государственной региональной политики» и «О добровольном о Соединение территориальных общин », Указ Президента Украины« О Стратегии устойчивого развития «Украина — 2020»), в систему отношений по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и управления природопользованием и охраной окружающей среды.
— Какие изменения в нормативно-правовом поле нужны, чтобы децентрализация управления природными ресурсами получила реального содержания? Что в этом плане делается в возглавляемом Вами институте?
— Децентрализация управления природными ресурсами должна предусматривать расширение спектра форм установления партнерских отношений между государством (территориальной общиной) как собственником природных ресурсов и субъектами предпринимательской деятельности. Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» № 2404-VI от 1 июля 2010 позволяет реализовывать партнерские взаимоотношения публичного и частного секторов. Приоритетные аспекты внедрения такого партнерства в управление природопользованием обусловлены необходимостью повышения уровня капитализации природных ресурсов и корпоратизации природно-ресурсных отношений. Учеными института обоснованно позиции относительно расширения перечня природных и природно-хозяйственных объектов, на которые должны распространяться соглашения государственно-частного партнерства, а также определены секторальные приоритеты применения конкретных форм партнерских отношений между собственниками природных ресурсов и временными пользователями — кластеров, холдингов, концессий и соглашений о разделе продукции.
Децентрализация управления природными ресурсами также должна сопровождаться изменением соотношений перераспределения сборов за специальное использование природных ресурсов и экологических налогов за загрязнение окружающей природной среды в направлении увеличения доли отчислений в общий и специальный фонды бюджетов местного самоуправления.
— Михаил Артемович, в чем основная причина изнурительного и расточительного использования природных ресурсов в большинстве сегментов национального хозяйства, в значительной мере подрывает потенциал устойчивого развития?
— Многолетние исследования наших ученых доказывают, что причина безхозяйственного, а в некоторых случаях хищнического природопользования кроется в недокапитализованости природного капитала, не закладывает императивов бережливости в деятельность природопользователей. Недокапитализированность природных ресурсов — это основная причина девальвации природного капитала и перераспределения природной ренты в пользу корпоративных структур, а не бюджетов разного таксономического уровня.
Следует четко определиться с тем природным богатством, которое мы имеем, его объемами и размещением, а также реальной выгодой от него. Сделано предварительные расчеты величины природного богатства Украины, что свидетельствует о частичной девальвации природного фактора социально-экономического развития.
Учеными Института предложены научные основы капитализации природных ресурсов как фактора роста инвестиционной базы расширенного воспроизводства социально-экономического потенциала Украины, в частности обоснованы направления формирования современных финансовых механизмов управления природными ресурсами и объектами природно-хозяйственной и природоохранной инфраструктуры.
Необходимыми предпосылками повышения уровня капитализации использования природных ресурсов в хозяйственном обороте должны стать: четкая спецификация прав собственности, введение ограничений и защитных механизмов, включая предотвращение перехода всех прав собственности на стратегически важные активы в собственность нерезидентов; модернизация законодательства в сфере залога, секьюритизации (капитализация активов становится возможной путем преобразования их в биржевой товар, предусматривает выпуск обеспеченных ценных бумаг); формирование ликвидного рынка, включая рыночную инфраструктуру и механизмы обеспечения ликвидности.
— Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы повысить уровень капитализации природных ресурсов, привлекаемых в хозяйственный оборот?
— Нужен пересмотр системы установления нормативов платы за специальное использование природных ресурсов в направлении ее диверсификации и усиление дифференцированности, поскольку существующая методика является калькой той, которая действовала в условиях командно-административной системы. Основной предпосылкой формирования новой модели налогового регулирования хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала должны стать изменения в базовых нормативно-правовых актах, а именно Бюджетном кодексе Украины (существенное увеличение доли отчислений екоресурсних платежей в бюджеты базового уровня) Налоговом кодексе Украины (в части пересмотра принципов установления нормативов платы за специальное использование природных ресурсов — учет роли природного ресурса в производственном процессе) Земельном кодексе Украины (в части расширения набора инструментов платы за трансакции с земельными ресурсами); Водном кодексе Украины (введение специального раздела, который будет предусматривать инструменты экономического стимулирования рационального водопользования).
— Украина институционально закрепила свои евроинтеграционные стремления, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Какие коррективы, по Вашему мнению, необходимо внести при выборе приоритетов устойчивого развития и рационального природопользования в связи с этим и какова позиция института по указанному?
— Одним из самых сложных задач гармонизации европейского и украинского экологического и природно-ресурсного законодательства является имплементация в отечественную практику экологического регулирования директив ЕС, касающихся рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Учеными Института проведены экспертные оценки стоимости документальной и первых этапов реальной имплементации природоохранных и природно-ресурсных директив ЕС. Практическое внедрение последних, в частности в вопросах обращения с отходами, по водным ресурсам, охране воздушной среды, требует значительных финансовых ресурсов. Источниками таких капиталовложений должны быть как внутренние ресурсы страны, так и внешние. Важно привлекать возможности частного инвестирования.
— Сегодня существуют отдельные мысли о нецелесообразности встраивания в систему приоритетов и государственной экономической и государственной экологической политики детерминант устойчивого развития, определенных природоохранными конвенциями, в связи с кризисными явлениями в национальной экономике и усилением негативных экзогенных экстерналий. Какой в ​​этом плане позиция института?
— Я согласен с тем, что углубление кризисных явлений в национальной экономике усложняет процесс перехода национального хозяйства на модель устойчивого развития, особенно в связи с ограниченными финансовыми возможностями государства и частного бизнеса по обеспечению долгосрочных инновационных проектов и постепенного перехода к пятому и шестому технологического уклада. Но при этом необходимо учитывать тот момент, что между принятием мер по внедрению современных форм и методов рационального природопользования и перевода отдельных сегментов национальной экономики на принципы устойчивости и получением ожидаемых результатов является значительный временной лаг и если сегодня мы эти процессы притормозим, сделав их неконтролируемыми и спорадическими, то в итоге существующие кризисные явления станут еще более масштабными, а в некоторых случаях необратимыми и апокалиптическими. Поэтому доминанта устойчивого развития должна быть заложена в спектр приоритетов государственной экономической и экологической политики уже сегодня и получить надлежащий институциональный сопровождение.
 
— Спасибо за интервью.

 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Блог им. AndreyNevskiy, Экономика природопользования и устойчивое развитие: реалии и перспективы