Капитализм в кризисе, история предупреждает: Восемьдесят лет назад банковский крах опустошил Европу, вызвав войну. Сегодня вера в свободный рынок снова дает сбой. / Blog by admin / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Капитализм в кризисе, история предупреждает: Восемьдесят лет назад банковский крах опустошил Европу, вызвав войну. Сегодня вера в свободный рынок снова дает сбой.

dailymail.co.uk публикует эту статью. Ниже авторский перевод:

Ровно 80 лет назад международный капитализм стоял на грани краха.

Крах банковской системы в летом 1931 года вызвал шок во всей Европе, в результате чего правительства оказались «на колениях» и тысячи протестующих вышли на улицы.

В Соединенных Штатах крайне озабоченный президент и его критики из конгресса повели ожесточенную борьбу за контроль над государственными расходами и повышением налогов.


Крах банковской системы в летом 1931 года поставил правительства на колени, а тысячи протестующих вышли на улицы (На фото: Джарроу марш).

А в Британии, с лейбористским правительством, сломленным экономическим кризисом, с доминированием коалиции Консерваторов, были введены глубокие сокращения расходов в течении одного поколения, сократив все преимущества в попытке восстановить доверие к финансовой системе страны.

С банками, отказывающимися выдавать кредиты и миллионами людей, брошенных без работы, сам капитализм казался совершенно дискредитирован.

В других странах многие обратились к крайне правым, пополняя ряды нацистов и их союзников.

В Британии поколение интеллектуалов отвернулось от капитализма, уверовав в утопический идеализм советского коммунизма, закрывая глаза на ужасы варварского сталинского режима.

В течение нескольких десятилетий после этого тот необыкновенный исторический момент — когда сама идея капитализма, по-видимому, была провалена — был забыт и выглядел, как факт древней истории.

Но летом 2011 года, с еврозоной, погружённой в хаос, стагнацией в экономике Великобритании и парализованных задолженностью США, с оказавшейся в тупике социальной мобильностьюи миллионами обычных семей, сжатых проблемами настолько, что они едва могут дышать, этот исторический факт показался тревожно знакомым.

Учитывая, что инвесторы явно теряют уверенность в Испании и Италии, двух из крупнейших экономик в Европе, вторая разрушительная мировая рецессия не может быть исключена.

Хотя динамика падения цен на акции ешё не приблизилась к печально известной по кризису на Уолл-стрит 1929 года, рыночный хаос на этой неделе является страшным напоминанием о хрупкости чисто капиталистической системы.

Если случится худшее, если экономики Испании и Италии обрушатся и евро рухнет, то мировая экономика действительно столкнётся с проблемами.

Всего только 20 лет назад капиталистический Запад поздравлял себя с победой в холодной войне. Берлинская стена была разрушена, советская империя распалась, а американские интеллектуалы даже провозгласили «конец истории».

Марксизм был мертв и капитализм торжествовал или так нам сказали. Подняв миллионы на Западе из бедности, осыпая их товарами и возможностями, система свободного рынка не может не нести ответственности.

Сегодня картина совершенно другая.Ибо, хотя левые так и не оправился от падения Советского Союза, капитализм редко оказывался в более отчаянном положении.


В прошлом году глава Barclays Боб Даймонд, загробастал невероятные бонусы на £ 6,5 млн — и это при том, что у него, кроме того, ещё 8 млн. фунтов стерлингов — ежегодный доход.

И с банкирами, набивающими карманы гигантскими бонусами, и с прокатившейся по Европе волне жёсткой экономии, даже правые начинают задаваться вопросом, не является ли система невыносимо перегруженной в пользу богатых столичных элит.

Только на прошлой неделе, например, парламентарий-консерватор Дуглас Карсуэлл предположил, что «свободный рынок слишком часто оказывается не свободным вообще, но является корпоративной ракеткой для некоторых».

На первый взгляд это может показаться шокирующим. Но когда вы копнёте немного глубже, то не трудно понять, почему так много людей потеряли веру в свободный рынок.

Все предпосылки капиталистического строя, в конце концов, это то, что в условиях свободного рынка, жесткая работа вознаградит себя сама.Для капиталистов главное — равенство возможностей. Если вы приложите усилия, то вы можете быть всем, кем вы хотите быть, независимо от вашего происхождения.

Поэтому, когда Маргарет Тэтчер, одной из самых страстных чемпионов капитализма, баллотировалась от Тори в 1975 году, она определила её ценности, как «поощрение разнообразия индивидуального выбора, обеспечение справедливых стимулов и поощрений за мастерство и трудолюбие и вера в широкое распространение индивидуальной частной собственности».

И когда она вошла на Даунинг-стрит четыре года спустя, она пообещала обеспечить, чтобы «тяжёлый труд оплачивался».

Но вы не должны быть ярым сторонником левой партии, чтобы понять, почему миллионы людей — не только в Британии, но и во всем мире — чувствуют себя полностью обманутыми.

Когда большинство из нас созерцать результаты жадности банкиров, например, разговоры о «справедливых стимулах и поощрениях" кажутся нездоровой шуткой.

В каждом уголке Европы обычные семьи, абсолютно не по своей вине, платят невыносимую цену за возмутительную скупость финансовой элиты.
Последние данные показывают, что бонусы City составилиошеломляющие £ 14 млрд в прошлом году, один из руководителей, глава Barclays Боб Даймонд, загробастал невероятные бонусы на £ 6,5 млн — и это при том, что у него, кроме того, ещё 8 млн. фунтов стерлингов — ежегодный доход.


Когда она вошла на Даунинг-стрит четыре года спустя, она пообещала обеспечить, чтобы «тяжёлый труд оплачивался».

Но в то же время, банки отказываются кредитовать обычные семьи и малый бизнес.

Действительно, в прошлом месяце банки фактически взяли в качестве депозитов 3 млрд фунтов больше, чем они выдали в качестве кредитов, что может объяснить, почему роста экономики практически не существует.

«Неудивительно, что экономический рост едва виден невооруженным глазом», — заметил бывший пресс-секретарь министра финансов коалиции, лорд Окшотт, — «когда банки высасывают миллиарды из экономики».

Это, кстати, те же банки, такие как RBS и HBOS, которые британским налогоплательщикам пришлось спасать от последствий их собственных безрассудных чревоугодий.

Три года назад правительство выделило £ 500 млрд. для избежания коллапса банковской системы. И вот теперь, в то время как банкиры пьют винтажное шампанское, все остальные платят по счетам.

Но жадность банкиров является лишь одним симптомом более широкого недомогания. Суровая же правда жизни в том, что миллионы простых семей чувствуют, что система не даёт им ни малейшего шанса на успех.

Факты просто неопровержимы. Ребёнок, родившийся в 1971 году, имеет меньше шансов двигаться вверх по социальной лестнице, чем  родившийся в 1951.

Кроме того, разрыв между богатыми и бедными неуклонно растет с 1970 года, с некоторыми ускорением в течение последнего 13-летнего Нового режима Лейбористов.

Полвека назад, в пятидесятые и шестидесятые, гимназии, создание рабочих мест в обрабатывающей промышленности привели к тому, что дети рабочих почувствовали, что они имеют достойные шансы.

И по-своему, государственные школы, созданные премьер-министрами, такими как Гарольд Вильсон, Тед Хит, Джим Каллаган, Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор создали впечатление, что любой может сделать карьеру в интересующей его области, независимо от его происхождения.

Даже в 1931 году, во время последнего великого кризиса капитализма, Британия была в ведении премьер-министра, Рамсея Макдональда, который был внебрачным сыном шотландского рабочего и бедной горничной. В то время, когда было бы легко представить, что власть принадлежала исключительно богатым, Макдональд являл собой яркий пример социальной мобильности.

Никто не может, глядя на наших лидеров, сделать тот же вывод сегодня.

С Кэмерона, Клегга и Осборна — соответственно сына миллионера-биржевого маклера, банкира и наследника титула баронета — Эд Милибэнд и Эд Боллс, одного — сына интеллектуала Северного Лондона, другого — получившего образование в частном порядке сына профессора, британская политика стала игрушкой в руках крошечной самостоятельной элиты, полностью оторванной от обычных семей.

Глядя на наш политический класс, вы начинаете подозревать, что современный капитализм склоняется в пользу тех, кто уже пользуется богатством и властью. Он стала замкнутой системой, в которую невозможно проникнуть, разве только если вам вдруг невероятно повезло.

Другие факты говорят о том же.
Министр от Тори Дэвид Уиллетс показал в провокационной книге в прошлом году, что молодежь Великобритании выбивается из традиционного уклада. Благодаря отчасти свирепой конкуренции со стороны восточноевропейских иммигрантов, работники в возрасте от 20 лет сегодня зарабатывают гораздо меньше, чем их родители в том же возрасте.

В ситуации, когда цены на жилье взлетели и банки отказываются кредитовать, невозможно приобрести собственность.

В результате старая Консервативная мечта «собственников демократии» все чаще зарезервирована для пожилых.

Большинство экспертов признают, что домовладельцы является одним из ключей к стабильному, процветающему, трудолюбивому обществу, однако ещё с 1997 года, количество домовладельцув среди людей в возрасте от 20 лет неуклонно падало.

Конечно было время когда образование поддерживали, но те ​​дни выцветают в памяти. Благодаря непростительной ликвидации гимназий разрыв между частным и государственным образованием стал пропастью.

В стране, которая провозглашает ценность конкуренции, это не что иное, как позор, что всего за четыре дорогие частные школы — Итон, Вестминстер, Св. Павла и Св. Павла для девочек — отправляют так многое студентов в Оксфорд и Кембридж, как 2000 государственные школы, вместе взятые.

Между тем правительственная реформа образования означает, что дети рабочих сталкиваются с перспективой платы £ 9000 в год за обучение, если они захотят поступить в университет.

И это, конечно, происходит в то же время, когда «жирные коты» вице-канцлеры уже награждены резиденциями и безграничными счетами и получили в среднем более чем £ 220 000 каждый.

Во время отпуска в Тоскане — что выходит далеко за рамки возможностей большинства британских семей — возможно, Дэвид Кэмерон должен провести вечер с книгой своего великого предшественника Бенджамина Дизраэли, Сибил.

В этой работе, впервые опубликованной в 1845 году, величайший государственный деятель от Тори викторианской эпохи предупредил, что Великобритания стала страной «двух народов… которые не знают друг друга, привычек, мыслей и чувств, как будто они жители разных зон или жителей различных планет, которые образуются в результате различного воспитания, питания различной пищей, отсортированы по разным манерам и они не подчиняются тем же законам: богатых и бедных».

Дизраэли не был социалистом. Но, как аутсайдер, как человек, родившийся в еврейской семье, он признавал, что капитализм может прижиться в сердцах и умах обычных людейтолько если он дал им долю себя самого.

В сущности, капитализм в такой же степени моральное предприятие, как экономика.Если те, кому повезло стать успешным, игнорируют добродетели бережливости, самодисциплины и трезвости, а также моральный долг заботиться о слабых, то капитализм вырождается в кумовство и защиту исключительно личных интересов.

В лучшем случае свободный рынок является огромной освобождающей силой. В пятидесятые и шестидесятые он дал миллионам людей возможность, которую их родители с трудом могли себе представить: иметь счастливое детство, хорошие школы, хорошо оплачиваемую работу и быть довольными от выхода на пенсию.


Во время отпуска в Тоскане — что выходит далеко за рамки возможностей большинства британских семей — возможно, Дэвид Кэмерон должен провести вечер с книгой своего великого предшественника Бенджамина Дизраэли, Сибил.

Но когда капитализм терпит крах, как и в 1930-х годах, это позволяет экстремизму процветать.

Во время этого несчастливого десятилетия некоторые были околдованы ложным обещанием сталинской России, другие собрались к залитым кровью знамёнамкрайне правых.

Восемьдесят лет спустя капитализм в очередной раз потерял свой ​​путь. С миллионами преданных их недостаточно эффективным щкольным образованием, лишенными возможностей на рынке труда, забытыми банками и брошенными их политиками, Великобритания находится в опасности снова разделиться на два народами.

Современный капитализм не выходит за рамки выкупа.Но болезненно необходимо снова открыть для себя его нравственное измерение, потерянное на фоне попыток найти защиту привилегий узких столичных элит.

Пора нашим политикам расправиться с не проживающими у нас миллиардерами и время уверить богатую элиту заплатить свою справедливую часть нашего национального долга.

И если Дэвид Кэмерон действительно хочет возродить веру британцев в капиталистическую систему, то он должен идти дальше. Он должен заставить банки выдавать больше денег физическим лицам и малому бизнесу, заставляя нашу экономику двигаться снова.

Он должен восстановить культуру конкуренции и совершенство наших государственных школ, давая детям рабочего класса подлинное ощущение, что они могут подняться по социальной лестнице. И он должен сделать приоритетом поощрение реальных рабочих мест в реальном бизнесе и активизацию производственного сектора, который был слишком долго заброшен.

Ставки высоки как никогда. Если капитализм не откроет свои объятия для простого человека, то целое поколение будет сделать вывод, что это не более чем фиговый листок для супер-богатых.Это было бы трагедией. Ведь несмотря на все слабости капитализма, несмотря на недостатки, неравенство и лицемерие, которые являются неотъемлемой частью любой человеческой деятельности, он остается единственным средством содействия в получении реальных и прочных возможностей.

Другие системы были опробованы и они потерпели крах, оставив окровавленные руины.Только капитализм — свободный обмен товарами, навыками, услугами и идеями — зарекомендовал себя верным инстинктам человеческой природы.

Сегодня мы можем только надеяться, что чемпионы капитализма извлекут уроки из истории.

Ибо, если они потерпят неудачу, то результаты могут быть такими, что слишком страшно даже подумать.

Источник











  • +1
  • 07 августа 2011, 13:46
  • admin

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
На самом деле автор не учитывает шведскую модель социализма. А в Норвегии, где, к слову, тоже действует социалистическая система, но рыночная, а не плановая, как в СССР, самый высокий уровень жизни в мире, если я не ошибаюсь.
avatar

admin

  • 07 августа 2011, 14:06

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Blog by admin, Капитализм в кризисе, история предупреждает: Восемьдесят лет назад банковский крах опустошил Европу, вызвав войну. Сегодня вера в свободный рынок снова дает сбой.