Краткий курс обмана читателя – инструкция для «желтого» журналиста / Блог им. grishanova / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Краткий курс обмана читателя – инструкция для «желтого» журналиста

Сколько в мире средств массовой информации, пожалуй, не возьмется сосчитать никто. Радио, ТВ, газеты, интернет – жители городов окружены со всех сторон, от новостей не скрыться. Но, к сожалению, информация в СМИ давно перестала давать людям адекватную картину мира.

Дело совсем не в том, что все врут – на откровенную ложь сейчас решаются только самые «желтые» источники.

Да и зачем лгать, если уже известно достаточно других способов искажения информации:

• недоговорки, неполная информация,
• информация, вырванная из контекста,
• обобщения и преувеличения,
• непроверенные данные и предположения, подаваемые как истина,
• двусмысленные высказывания.

И всеми этими способами журналисты пользуются ради рейтинга и на благо «заказчиков». Ведь СМИ – это бизнес в первую очередь.

Если вы думаете, что фальсификация и искажение фактов в журналистике – примета современности, то вы ошибаетесь. Тенденцию заложили, пожалуй, зарубежные СМИ. Весь XX век западные читатели были уверены, что Россия – страна отсталая, ведь только в 1861 году здесь отменили крепостное право. Именно так это преподносилось в газетах. Но почему-то замалчивалось, что в 1861 году на самом деле, освободили оставшиеся 18% населения страны – а остальные уже не были крепостными. А вот в таких «свободных» США 60% населения южных штатов находились в рабстве до 1865 года.

Политика и противостояние Запада и России – вообще хорошая почва для манипуляции информацией. Так, вовремя эстафеты олимпийского огня в России немецкий канал ZDF, а также газеты DieZeit и Spiegel сообщали, что полицейские избили гомосексуалиста за то, что он вышел встречать бегунов с флагом-радугой, и подкрепили новость соответствующими фото. На самом деле, молодого человека не избили, а задержали за то, что он устроил провокацию и вышел за ограждение. В любой стране полиция поступила бы так же, а уж с каким он был флагом – не важно.

Если бы пресс-секретарь Microsoft не заявил однажды, что глава корпорации не давал интервью норвежской прессе, мы, возможно никогда не узнали бы, что Бьерн Бенкоу, норвежский автор нескольких интервью со знаменитостями, выдумывал их сам. Так он нафантазировал ответы на свои вопросы не только Билла Гейтса, но и гонщика Михаэля Шумахера. Журналист признался, что пошел на подлог из-за финансовых трудностей.

Российские «акулы пера» тоже любят преподносить информацию или ее отсутствие — «в нужном свете».Так, корреспондент Первого канала Михаил Акинченко поджег траву ради красивого кадра в репортаже о пожарах в Хакасии. Об этом сообщила правоохранительным органам местная жительница, которая стала свидетелем того, как журналист бросил на землю окурок, от которого загорелась трава. Журналист из Санкт-Петербурга сказал, что хотел поджечь траву, чтобы «снять фон». По информации МЧС, в результате бушевавших тогда на территории Хакассии лесных пожаров погибли 34 человека, 7,5 тысяч человек пострадали, без жилья остались почти пять тысяч человек. Получается так: лишь бы была красивая сенсация, а там – гори оно все синим пламенем!

Недавно вполне уважаемое питерское издание опубликовало разгромный материал о контрактах сфере ЖКХ. Не получив ни одного официального ответа, журналист делает вывод о нечистоплотности фигурантов. Хотя сам трижды повторяется, что не получил никаких сведений. В общем, это тоже прием – раз информации нет, ее можно додумать.

К сожалению, ложь и фальсификация в СМИ – это двойной удар. Ведь даже если журналист пишет чистую правду, он не в состоянии дать полную картину происходящего, в результате у любого человека складывается своя «мозаика» только из тех источников, которые ему интересны. А если в них журналисты еще и недобросовестны – то об объективной оценке событий можно забыть. Жаль, что в СМИ не помнят об этой закономерности и преподносят любые свои слова как непреложную истину.

 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Блог им. grishanova, Краткий курс обмана читателя – инструкция для «желтого» журналиста