Война и мир на киноэкране: как Россия и США вели пропаганду друг против друга в кинематографе / История, археология / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Война и мир на киноэкране: как Россия и США вели пропаганду друг против друга в кинематографе

Новая холодная война возрождает противостояние между русскими и американцами на большом экране.

В конце февраля New York Times опубликовала статью под названием «Шпионская война: как ЦРУ тайно помогает Украине бороться с Путиным». В статье подробно описываются отношения между украинскими спецслужбами и ЦРУ, которое с 2016 года обучает элитный украинский спецназ и помогает создавать секретные базы и подземные бункеры, функционирующие до сих пор. Основная мысль статьи заключается в том, что американская помощь позволила Украине удержаться и продолжить сопротивление.

Можно сказать, что это ни для кого не секрет, но важен сам факт того, что системное проправительственное издание открыто опубликовало информацию, которую раньше можно было назвать «теорией заговора».

Сегодня, в связи с российско-украинским конфликтом, мы наблюдаем новый виток противостояния между спецслужбами Москвы и Вашингтона. И хотя многие люди воспримут это как противостояние сильных мира сего, не имеющее отношения к их повседневной жизни, внешняя политика влияла и будет влиять на жизнь граждан любой страны. И это также влияет на их культурную жизнь.

Идеологическое противостояние между США и СССР начало отражаться на кинематографе в первой половине XX века. Позже, с началом холодной войны, роль кино на пропагандистском фронте стала определяющей.

Давайте посмотрим, как отношения между Россией и США повлияли на кинематограф обеих стран и как кино помогало и способствовало этому противостоянию.

Как началась холодная война в кинематографе

Еще в довоенные годы в советском кинематографе снимались шпионские фильмы, в которых диверсионные или шпионские группы пытались сорвать планы СССР по построению коммунизма. Но поскольку молодое государство было настроено против капитализма в целом, национальность шпионов не имела значения. В роли злодеев мог выступать кто угодно. Например, в фильме 1924 года «Четыре и пять» советский летчик борется с пятью шпионами, которые хотят украсть важное в военном отношении изобретение. В фильме не уточняется, откуда взялись шпионы, но любому зрителю было ясно, что это агенты западного капитализма.

Хотя шпионский жанр активно развивался и в США, фильмы, снятые в этом ключе, были исключительно развлекательными и не несли серьезного политического подтекста. Альфред Хичкок, снявший захватывающую картину «39 шагов», полную погонь, заговоров и спецагентов, также любил этот жанр.

Однако все изменилось после Второй мировой войны, когда мир разделился на два лагеря. США начали бороться с СССР за сферы влияния и Голливуд, получив конкретный образ врага, очень быстро перестроился и начал снимать фильмы на тему холодной войны.

Первым фильмом, напрямую затрагивающим холодную войну, стал «Железный занавес», вышедший в 1948 году. Он основан на мемуарах советского агента ГРУ Игоря Гузенко, работавшего шифровальщиком в посольстве СССР в Оттаве, Канада. Через три дня после окончания Второй мировой войны, 5 сентября 1945 года, Гузенко похитил у советских агентов содержащие информацию документы и передал их канадской стороне в обмен на убежище.


«Железный занавес» (1948) Режиссер Уильям А. Уэллман © 20th Century-Fox

Любопытно, что в то время «Железный занавес» подвергся критике в США. Критик New York Times назвал фильм провокационным и выразил обеспокоенность тем, что Голливуд решил ввязаться в холодную войну. Неудивительно, что реакция советской стороны была такой же, но выражалась она более открыто.

Кроме того, картина вызвала скандал в музыкальном мире. В фильме были использованы произведения Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна. Шостакович даже подал иск в нью-йоркский суд о защите авторских прав, но суд его отклонил, так как по советским законам музыка композитора являлась национальным достоянием.

Несмотря на критику в прессе, «Железный занавес» собрал деньги в прокате и оказался фильмом, прорвавшим плотину. Голливуд перестал стесняться и начал с завидной регулярностью выпускать фильмы о холодной войне и советских шпионах.

Год спустя на большой экран вышел «Красный Дунай» – история советских граждан, оказавшихся в зоне оккупации западных стран и вернувшихся на родину после войны. Естественно, на картине было изображено много людей, которые не хотели возвращаться в СССР. Некоторые даже скрывались от спецслужб и боялись НКВД и репрессий.


«Красный Дунай» (1949) Режиссер Джордж Сидни © Metro-Goldwyn-Mayer

В 1950 году вышел научно-фантастический фильм «Летающая тарелка». Несмотря на название, речь в нем шла не об инопланетянах, а о борьбе между советскими и американскими спецслужбами за обладание летающей тарелкой, которую разработал и построил гениальный американский ученый.

Советский ответ

Любопытно, что советский ответ не был симметричным. Кинематографисты не стремились напрямую разоблачать ЦРУ и другие американские агентства. Кроме того, не стоит забывать, что страна только что пережила Великую Отечественную войну, поэтому львиная доля фильмов шпионского жанра была посвящена борьбе с фашистами. Советский кинематограф создал несколько выдающихся шпионских фильмов: «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Вариант Омега», «Секретный агент» и другие.

Однако и для современной повестки дня нашлось место. Так, в 1950 году на советских экранах появился «Заговор обреченных» — о заговоре западных спецслужб с целью устранения премьер-министра одной из восточноевропейских республик и о том, как СССР пришел на помощь молодым коммунистам.

«Секретная миссия», вышедшая в том же году, заслуживает большего внимания. Это редкий случай, когда советская разведка напрямую выступает против своего американского коллеги, а не какого-то собирательного образа западных шпионов.

Действие «Секретной миссии» происходит в последние дни войны. Советская разведка получает информацию о том, что ЦРУ собирается провести секретные переговоры с Третьим рейхом о капитуляции Западного фронта, что, конечно, заставляет руководство нервничать. СССР дает двум агентам задание выяснить, чего США требуют от Германии и как это повлияет на ситуацию для Советского Союза.


«Секретная миссия» (1950) Режиссер Михаил Ромм © Мосфильм

Тем не менее, таких случаев в истории советского кино было очень мало. Как правило, в качестве антагонистов выступали некие коллективные «западные разведки», чьи планы срывались главными героями, в основном за счет превосходства идей интернационализма, коллективизма и социализма.

Голливуд действовал более целенаправленно, и даже в 1963 году часть фильма о Бонде «Из России с любовью» была полностью посвящена противостоянию с КГБ.

Однако среди американских кинематографистов не было единодушного мнения, поэтому в США выходили в прокат также и сатирические фильмы, осуждающие холодную войну.


«Из России с любовью» (1963) Режиссер Теренс Янг © United Artists

Пропаганда мира и войны

Шедевр Стэнли Кубрика 1964 года «Доктор Стрейнджлав или как я научился не волноваться и полюбил бомбу» остается одним из ярчайших примеров антивоенного кино. Это был ответ Кубрика на Кубинский ракетный кризис, потрясший весь мир годом ранее, когда планета оказалась на грани вооруженного ядерного конфликта.

Надо отдать должное Кубрику, который взял за основу фильма книгу американского писателя Питера Джорджа «Красная тревога». Роман был написан в серьезном тоне и не оставлял сомнений в том, кто хорошие, а кто плохие парни, четко разделяя персонажей на американских протагонистов и советских антагонистов.

Кубрик превратил пропагандистскую книгу в антивоенный манифест, разоблачающий власть имущих в любой стране как маниакальных психопатов, получающих удовольствие от ядерного оружия.

Также заслуживает внимания комедия Нормана Джуисона «Русские идут, русские идут», вышедшая на экраны в 1966 году. В фильме откровенно высмеивается паническое настроение, которому легко поддаются обычные жители маленьких американских городков.

Картина начинается с того, что советская подводная лодка садится на мель у побережья штата Массачусетс. Русские моряки высаживаются на берег, чтобы найти оборудование для освобождения субмарины от мели. Узнав в них советских моряков, американцы впадают в невообразимую панику, представляя себе ужасающие образы неизбежного нападения СССР.

Джуисон снял остроумную комедию абсурда и получил признание американских коллег — фильм был номинирован на четыре премии «Оскар».


«Русские идут, русские идут» (1966), режиссер Норман Джуисон © The Mirisch Corporation

Не случайно два таких важных антивоенных фильма были выпущены после начала военных действий США во Вьетнаме. Вьетнамская война сильно изменила настроения в американском обществе и образы шпионов, где блестящие агенты ЦРУ спасают мир от злобных агентов КГБ, постепенно стали выходить из моды. Людей, естественно, волновали события, которые касались их лично.

В то время правительство США предпринимало попытки склонить общественное мнение в пользу войны, но безуспешно.

В 1968 году вышел фильм «Зеленые береты», в котором журналист, прибыв на базу в Южном Вьетнаме, постепенно переосмысливает роль США в конфликте и понимает необходимость участия американских войск. В фильме даже снялся легендарный герой вестернов Джон Уэйн, но это не помогло. Картина была безжалостно раскритикована не только в мире, но и на родине, критики высмеивали явную пропаганду Вьетнамской войны.


«Зеленые береты» (1968) Режиссер: Джон Уэйн, Рэй Келлог © Batjac Productions

Конец холодной войны

Временное перемирие на фронте холодной войны сохранялось примерно до середины 80-х годов, когда в СССР после смерти генерального секретаря Леонида Брежнева произошел кризис власти. Смена трёх генсеков за три года не могла не отразиться на экономической и политической стабильности Советского Союза, чем и воспользовались голливудские кинематографисты. А когда Михаил Горбачев и Рональд Рейган взяли политический курс на сближение, в Голливуде стало модно снимать фильмы, пропагандирующие дружбу между сверхдержавами и изображающие «хороших русских». «Рокки 4», «Красная жара» и «Красный скорпион» несут универсально мирное послание и выступают за прекращение холодной войны.

Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Именно в это время в СССР, а затем и в России стало популярным выражение «клюква». Оно относилось к методам, которые американские кинематографисты использовали для изображения советских людей.

Почти колониальное отношение американцев к русским проявлялось в каждом подобном фильме. Русские люди представали на экране простыми, недалёкими дураками. Таким образом, в сознание зрителя закладывалась мысль, что победа Америки в холодной войне принесет пользу не только США, но и бедным, запуганным, обнищавшим советским людям.

Фильм 1984 года «Красный рассвет» режиссера Джона Милиуса стоит особняком. Милиус известен прежде всего как автор сценариев выдающихся классических фильмов «Челюсти» и «Апокалипсис сегодня».

Но в 1984 году он сел в режиссерское кресло и снял откровенную «клюкву» о нападении СССР на США. В фильме советские войска вторгаются в Америку и строят лагеря перевоспитания для американских граждан. Тем временем старшеклассники собирают партизанский отряд, чтобы противостоять захватчикам.

Сегодня «Красный рассвет» воспринимается как комедия Томми Визо «Комната» — фильм настолько плох, что этим даже по-своему хорош. Даже во время его выхода на экраны его невозможно было смотреть без улыбки. Примечательно, что в фильме снялись молодой Патрик Суэйзи, Чарли Шин и будущая звезда «Назад в будущее» Лиа Томпсон.


«Красный рассвет» (1984) Режиссер Джон Милиус © MGM / UA Entertainment Company

Тем временем в СССР настроения в кино менялись медленно. В 1986 году на экраны вышел фильм «Конец операции „Резидент“» — последняя часть шпионской тетралогии о битве советских и западных спецслужб, начавшейся еще в 1968 году.

Критики приняли фильм прохладно. Многие сравнивали его с первыми тремя и сравнение было не в пользу последнего, но в целом зрители были довольны, так как наконец смогли увидеть, как сложилась судьба полюбившихся им персонажей.

В 1987 году вышел фильм «Загон», в котором советские агенты противостояли оперативникам ЦРУ в борьбе за обладание месторождением стратегически важного минерала. Возможно, именно «Загон» положил конец советским фильмам о холодной войне. После его выхода кинематографисты больше не касались этой темы вплоть до распада СССР.


Загон (1987) Режиссеры: Игорь Гостев, Римон Бутрос © Мосфильм

Новый виток

1990-е и начало 2000-х годов оказались самыми спокойными в кинематографическом противостоянии России и США. Стабильные отношения между странами не порождали острых и злободневных сюжетов. Даже натовские бомбардировки Югославии не дали толчка к новому витку, хотя после 1999 года отношения уже никогда не были прежними.

Все кардинально изменилось после 2014 года, когда Крым принял решение о воссоединении с Россией. Российские кинематографисты не стали дожидаться появления американских шпионских фильмов о противостоянии с ЦРУ и другими спецслужбами, а сразу начали снимать фильмы и сериалы в этом жанре.

Уже в 2014 году вышел фильм «Душа шпиона», который является экранизацией романа советского разведчика Михаила Любимова. По сюжету, российский разведчик пытается выследить в Англии «крота», работающего на американские спецслужбы.

В 2017 году режиссер Юрий Быков снял шпионский сериал «Спящие», разоблачающий масштабный план западных спецслужб, в котором разыгрываются события, на первый взгляд никак не связанные между собой.

В 2019 году вышел сериал «Шпион № 1» — о том, как ЦРУ и ФБР в начале 90-х пытаются раскрыть суперагента российской разведки, в то время как российская сторона проводит операцию по его защите.

Тема плаща и кинжала была возрождена в этом году с выходом фильма «ГДР». Сериал, снятый в ретро-жанре, рассказывает о событиях осени 1989 года — важнейшего периода в истории современной Германии (9 ноября 1989 года пала Берлинская стена). По сюжету, советские и американские спецслужбы борются за получение секретных архивов ГДР в период крушения социалистического режима.

Голливуд не сильно отстаёт от своих российских коллег. В 2014 году на экраны вышел фильм «Ребенок 44» с Томом Харди в главной роли, который изначально был криминальным триллером о поимке маньяка в СССР в 1953 году. Фильм не получил прокатного удостоверения в России и провалился в США. Даже американские критики назвали его “попыткой возродить пропаганду старой школы времен холодной войны”.

Однако вскоре стало ясно, что «Ребенок 44» был всего лишь пробным камнем. В 2018 году вышел фильм «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс в главной роли, который хоть и не получил высоких оценок критиков, но был принят более благосклонно. В 2019 году в третьем сезоне очень популярного сериала Netflix «Очень странные дела» события полностью вращались вокруг секретных советских баз в США.

Сезон был принят хорошо — и критики воздержались от того, чтобы назвать его пропагандистским, потому что создатели поспешили заверить всех, что это сатира на холодную войну, а события происходят в 1985 году. А в сериале «Американцы», который шел с 2013 по 2018 год, рассказывается о «спящих» агентах КГБ в США времен холодной войны. Этот проект получил всеобщее признание и множество наград.

Сегодня гонка на больших экранах между Голливудом и российской киноиндустрией в самом разгаре. Это не хорошо и не плохо. В конце концов, производитель пытается создать продукт, который купит зритель, а зритель ищет то, что ему интересно сейчас.

Российско-американские отношения стали одной из главных тем повестки дня обеих стран в последние годы. Достаточно взять вездесущих «русских хакеров», которые якобы помогли Дональду Трампу победить на президентских выборах 2016 года. Спрос рождает предложение и этому правилу следуют кинематографисты из обеих стран.


Автор: Дмитрий Кузьмин, российский кинокритик и автор одного из ведущих стриминговых сервисов страны.

Источник: www.rt.com

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 30 апреля 2024, 14:50

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, История, археология, Война и мир на киноэкране: как Россия и США вели пропаганду друг против друга в кинематографе