Евросоюз планирует перевести свою оборонную промышленность на военные рельсы / ИноСМИ / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Евросоюз планирует перевести свою оборонную промышленность на военные рельсы

Срочная подготовка к такому переходу — это именно то, что предлагает Европейская комиссия на фоне того, что несколько стран Европейского союза отчаянно пытаются возродить и поднять свою индустрию производства оружия.

Во вторник в ходе презентации высшие должностные лица ЕС изложили свой план по кардинальной перестройке оборонной промышленности блока.

«Нам необходимо изменить парадигму и перейти в режим военной экономики. Это также означает, что европейская оборонная промышленность должна брать на себя больше рисков при нашей поддержке», — сказал Тьерри Бретон, европейский комиссар по промышленности, который продвигает это предложение.

Он предлагает пакет мер, который будет способствовать расширению мощностей по производству оружия и стимулировать страны закупать больше оружия у европейских компаний. К этому прилагается денежный фонд - Европейская программа оборонных инвестиций.

«Это не просто программа финансирования, но и программа организации производства», — сказал представитель Комиссии.

Что касается спроса, Европейская комиссия хочет обеспечить, чтобы европейские правительства закупали больше европейского военного снаряжения и закупали вооружения совместно, чтобы сделать расходы более эффективными.

Что касается предложения, то Брюссель стремится сделать Европейскую оборонную и технологическую промышленную базу (EDTIB) менее склонной к риску и более гибкой, одновременно обеспечивая безопасность поставок для правительств в случае чрезвычайных ситуаций путем создания механизмов, позволяющих оборонной промышленности иметь приоритет перед гражданскими заказами и компаниями.

Европейский союз будет стремиться производить до половины закупок своих систем обороны внутри блока к 2035 году, обратив вспять тенденцию закупки большей части своей военной техники у третьих стран, в том числе у США.

Эта цель является частью Европейской оборонно-промышленной стратегии исполнительного органа ЕС, в которой также изложены совместные инвестиции, меры по обеспечению критически важных поставок и изменения в кредитной политике Европейского инвестиционного банка, согласно проекту документа, с которым ознакомился Bloomberg.



Предложения оборонной стратегии включают:

— Установление минимального порога для совместных закупок оборонного оборудования и обращение вспять тенденций в закупке военных систем у поставщиков, не входящих в ЕС, для обеспечения того, чтобы от трети до половины стоимости оборонного рынка ЕС приходилось на торговлю внутри ЕС.

— Создание механизмов, гарантирующих немедленное наращивание критически важных поставок в случае дефицита или кризиса, а также оперативное выявление критической зависимости от третьих стран.

— Расширение доступа промышленности к финансированию и программам ЕС и установление новых партнерских отношений в области обороны и безопасности.

— Определение флагманских проектов, на которых следует сосредоточить усилия и ресурсы.

Теперь обо всём подробнее

Согласно стратегии, ЕС необходимо будет обладать способностью массового производства, например боеприпасов и беспилотников. Европа также должна защитить свой доступ к морской, воздушной, кибернетической и космической сферам.

Эти усилия потребуют совместных инвестиций и совместных закупок, а не приобретения готового оборудования из третьих стран, если ЕС хочет перейти от реагирования на чрезвычайные ситуации к состоянию готовности.

Комиссия предлагает создать новый орган для координации инвестиций под названием Совет по готовности оборонной промышленности для улучшения сотрудничества между государствами-членами и комиссией. Совет также будет отслеживать важнейшие продукты и цепочки поставок.

ЕС также предлагает определить флагманские проекты, такие как кибернетический щит, интегрированная европейская система противовоздушной и противоракетной обороны, разработка сенсоров, позволяющих блоку обнаруживать, анализировать и реагировать на угрозы в космосе, а также защита критической инфраструктуры.

Для укрепления сотрудничества исполнительная власть блока предлагает новый правовой инструмент под названием «Европейская программа вооружений», который позволит стандартизировать и упростить процедуры закупок и возможности финансирования, включая налоговые льготы и возможность для государств-членов использовать гранты ЕС в качестве залога для выпуска облигаций.

Центральное место в предлагаемой стратегии занимают партнёрские отношения, особенно путем расширения сотрудничества с Организацией Североатлантического договора и развития более тесных связей с Украиной в оборонно-промышленном секторе, в том числе путём изучения возможности предоставления Киеву права участвовать в совместных закупках, как если бы он был государством-членом ЕС.

«Все это делается совместно с государствами-членами. Оборона остается национальной ответственностью, мы можем организоваться, чтобы вместе добиваться большего', — сказал представитель Комиссии, настаивая на том, что Брюссель не стремится к 'захвату власти».

На фоне критики со стороны высокопоставленных дипломатов Евросоюза исполнительная власть ЕС стремилась подчеркнуть, что этот план не является ни захватом власти, ни толчком к изменению договоров.

«Эти вопросы находятся в руках государств-членов, а не Комиссии. Все это делается совместно с государствами-членами. Оборона остается национальной ответственностью, мы можем организоваться, чтобы вместе добиваться большего. Мы просто предоставляем инструменты», — сказал комиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон.

Ключевые моменты новой европейской программы вооружений:

Оптимизация закупок

Европейская программа вооружений позволит унифицировать процедуры закупок. Правительства, осуществляющие совместные закупки, получат льготы по НДС.

Программа включает в себя решения европейского уровня для защиты таких спорных областей, как космос, киберпространство, воздух и море.

В соответствии с ней будет создана Европейская группа оборонной промышленности для координации закупок и разработки программ. Группа будет определять проекты, представляющие общий интерес, чтобы сосредоточить усилия ЕС и программы финансирования; цель состоит в том, чтобы блок создал сеть киберзащитных возможностей, а также интегрированные европейские системы противовоздушной и противоракетной обороны.

Ожидается также, что Комиссия установит план совместных закупок, но конкретная цифра в проекте пока не указана.

Упрощение продажи оружия

Одна из самых смелых идей Комиссии — скопировать американскую систему, при которой Вашингтон подписывает контракты напрямую с другими столицами, чтобы упростить и облегчить продажу оружия, — вошла в проект.

ЕС будет работать над созданием каталога доступных товаров по всему блоку. Комиссия также окажет финансовую поддержку в создании запасов, чтобы сократить задержки с поставками для потенциальных покупателей.

Текст предусматривает исключение из Директивы по оборонным закупкам, позволяющее правительствам добавлять новые страны к уже подписанным контрактам без необходимости перезапуска процесса закупок.

В документе Комиссия жалуется на то, что страны-члены поспешили закупить больше оружия в связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности после начала конфликта на Украине, что вызвало резкий рост закупок у американских компаний.

Больше денег для совместных закупок

Европейский план оборонных инвестиций (EDIP) заменит Закон о поддержке производства боеприпасов (ASAP) и Закон об укреплении европейской оборонной промышленности путем совместных закупок (EDIRPA), помогая стимулировать сотрудничество и совместные закупки в рамках текущего семилетнего бюджета ЕС, поддерживая развитие вооружений, финансируемых из Европейского оборонного фонда и наращивание промышленного производства.

Сумма в проекте не указана. Представитель Комиссии подтвердил, что эта сумма составит не менее 1,5 миллиарда евро (при этом окончательная сумма ещё обсуждается) до 2027 года, когда закончится текущий семилетний бюджет ЕС.

«Когда будет достигнут политический консенсус относительно того, что ещё нам нужно сделать в бюджетной сфере, у нас уже будет инструмент — Европейский план оборонных инвестиций [EDIP]. Для нас важно создать этот инструмент», — добавил чиновник.

По мнению Бретона, конечной целью должен стать фонд в 100 миллиардов евро для развития европейской оборонной промышленности — это предложение поддержали лидеры, включая премьер-министра Эстонии Каю Каллас.

Поддержание высокого уровня производства

Комиссия также хочет субсидировать производственные мощности суммой в размере 1 миллиард евро — за счет кредитов и вложения 100 миллионов евро государственных средств — для поддержания оружейной промышленности даже в условиях низкого спроса.

Это будет осуществляться за счёт совершенно нового фонда денежных средств, получившего название «Фонд ускорения трансформации цепочки оборонных поставок» (FAST), целью которого является расширение финансирования ЕС военной техники, помимо боеприпасов и ракет.

Например, средства FAST будут использоваться для оплаты труда и содержания оборудования на заводах оборонных подрядчиков, но Комиссия также — и это вызывает споры — хочет рассмотреть полномочия по захвату гражданских производственных линий в случае необходимости.

EDIP, денежный банк, будет представлять собой нормативный акт, а это означает, что для вступления в силу ему потребуется одобрение стран ЕС и Европейского парламента.

Официальный представитель Комиссии заявил, что они надеются, что Совет и следующий Европейский парламент начнут переговоры в декабре, чтобы завершить переговоры к февралю 2025 года. Действие ASAP и EDIRPA заканчивается в 2025 году.

Больше идей, чем денег: 5 выводов из инициативы ЕС в области обороны

1. Это не очень хорошая новость для оружейной промышленности США.

Одна из целей стратегии — обеспечить, чтобы правительства ЕС покупали меньше оружия у американцев.

По словам нескольких чиновников, еще в сентябре французские и европейские бюрократы были в ужасе от исследования, проведенного французским аналитическим центром IRIS, которое показало, что подавляющая часть европейских расходов на оборону уходит к подрядчикам за пределами блока. Ссылка на это исследование содержалась в большинстве консультационных документов Комиссии по стратегии. 

Брюссель хочет, чтобы к 2030 году половина национальных бюджетов на оборонные закупки приходилась на местные компании и чтобы к 2035 году этот показатель увеличился до 60 процентов. В настоящее время почти 80 процентов оружия закупается у иностранных компаний, в том числе более 60 процентов — у американских, сообщила Комиссия.

Отвечая на вопрос POLITICO, является ли стратегия ЕС плохой новостью для американской оборонной промышленности, Вестагер сказала, что сделок по продаже оружия хватит на всех: «Европа будет более самодостаточной, но, очевидно, не полностью».

Однако Бретон, француз, гораздо более критично относящийся к зависимости от Вашингтона, ответил, что американская оборонная промышленность не может удовлетворить все потребности Европы, особенно в боеприпасах. «Во многих сегментах мы должны делать эту работу сами. Это то, что называется оборонной готовностью и стратегической автономией. Но, конечно, мы делаем это и с нашими союзниками», — сказал он. 

Комиссия также хочет облегчить европейским оружейным компаниям осуществление продаж, скопировав американскую систему для более быстрых поставок клиентам. Это может создать большую конкуренцию для американских компаний.

2. Все дело в деньгах.

Комиссия выделила 1,5 миллиарда евро на EDIP до 2027 года, но чиновники ЕС признают, что для реализации задуманного этого недостаточно. В конечном итоге Бретон хочет создать оборонный фонд в размере 100 миллиардов евро.

Комиссия, однако, предлагает несколько финансовых планов.

Страны могут использовать фонды сплочения — деньги, помогающие более бедным странам догнать более богатые. Комиссия также хочет, чтобы Европейский инвестиционный банк «изменил свою кредитную политику», чтобы разрешить инвестиции в оборону (в настоящее время это не разрешено).

Другой вариант заключается в том, чтобы страны заимствовали то, что им нужно для укрепления своей военной промышленности, но это раскалывает блок. Франция вместе с Польшей и Эстонией поддерживают эту идею, в то время как Германия и другие экономные страны относятся к ней с подозрением, что делает маловероятным выпуск еврооблигаций, поддерживаемых всем ЕС.

Существует «потенциальная возможность объединения четырех или пяти стран-членов… для совместной программы в области вооружений», — сказал представитель ЕС.

Но заставить страны с разным кредитным рейтингом выпустить общий долг будет нелегко, отметили два дипломата. 

Ещё одним способом получения дополнительных средств могла бы стать прибыль от миллиардов арестованных российских активов. Однако Боррелл поспешил отбросить этот вариант, заявив во вторник журналистам, что правительства стран не достигли соглашения по этому вопросу.

3. Беспрецедентные полномочия в области производства.

Приготовьтесь к алфавитному супу из аббревиатур.

У нас уже были ASAP для субсидирования боеприпасов и EDIRPA для стимулирования совместных закупок; теперь Комиссия хочет запустить и FAST — Фонд ускорения преобразования цепочек оборонных поставок.

Денежный пул предназначен для мелких и средних компаний, которые, как надеются, воспользуются мощью блока для расширения своих линий поставок для производства вооружений, но пока неясно, как это будет происходить на практике.

Тем не менее, до утверждения следующего бюджета ЕС есть обязательство придумать, как помочь «мелюзге», через Схему оборонных инноваций (EUDIS), которая поможет компаниям найти инвестиции и клиентов для проектов, которые в противном случае могут оказаться нерентабельными. 

Также планируется выяснить, как можно быстро перевести гражданские производственные линии на выпуск военной продукции. Такие инициативы вызовут споры в столицах стран, опасающихся потери контроля над ключевыми отраслями промышленности.

Тем не менее, необходимо будет найти пересечения между потребительским и военным производством, чтобы построить заводы, необходимые для поддержания военного производства в состоянии готовности даже в случае спада спроса — так называемое «вечно теплое» производство.

4. В городе есть еще один игрок: НАТО.

Европейская комиссия — не единственная наднациональная организация, разработавшая план развития оборонной промышленности. Во время саммита альянса в Вильнюсе прошлым летом лидеры согласовали План действий в области оборонного производства, направленный на увеличение совместных закупок и производственных мощностей.

«Если эта новая представленная стратегия будет рассматриваться как дополняющая, это одно, но если она будет рассматриваться как противоречащая [стратегии НАТО], это может стать своего рода политической проблемой», — сказал Роберт Пщель, бывший чиновник НАТО и старший научный сотрудник Польского центра восточных исследований.

Высокопоставленный представитель НАТО сказал, что планы ЕС по увеличению финансирования можно только приветствовать, но организация внимательно следит за тем, будет ли ЕС продвигать такие вопросы, как собственные стандарты для оружия, указав на упоминание в документе ЕС о необходимости «содействовать использованию согласованных гражданских или оборонных стандартов, таких как [соглашения о стандартизации] НАТО».

Он добавил, что ЕС должен сосредоточиться только на стандартах НАТО, учитывая, что подавляющее большинство стран ЕС входят в альянс.

«Распространение различных стандартов создаст риски — и риски для солдат», — сказал чиновник, добавив, что это должно оставаться «основной компетенцией НАТО».


Бретон отмахнулся от опасений, что стратегия может вступить в противоречие с НАТО. «Все это делается в тесном сотрудничестве с НАТО. Стандарты, которые мы разрабатываем в Европе, являются стандартами НАТО», — сказал он.

5. Украина рассматривается как квази-член ЕС.

Одним из ключевых моментов Комиссии является то, что к Украине будут относиться почти как к члену блока, она сможет участвовать в совместных закупках ЕС, а украинские компании будут иметь право на получение денежных средств по программе EDIP.

«Украина сможет воспользоваться поддержкой этой стратегии для своей оборонной промышленности и увеличить свои производственные мощности, как и любая европейская компания», — сказал Бретон, добавив, что целью является подготовка к интеграции украинского оборонного производства с европейским.

Вестагер добавила: «Это сигнал относительно будущего Украины как члена ЕС».

Киев остался доволен планом.

«Мы приветствуем тот факт, что будущая система безопасности объединенной Европы строится уже сегодня, с учетом будущего процесса вступления Украины в ЕС», — заявили в министерстве обороны Украины.

***

Европу напугал Трамп

Конечно, к тому, чтобы европейские страны взяли на себя большую часть бремени расходов на оборону НАТО — роль, которая долгое время в непропорционально большой степени ложилась на США, — давно и громко призывал тогдашний президент Трамп. В то время европейские чиновники сторонились его и высмеивали.

Но, похоже, теперь Европа готовится к возможному президентству Трампа после ноябрьских выборов. Агентство Reuters пишет:

Бретон, бывший генеральный директор французской технологической компании, также заявил, что возможность очередного президентского срока Дональда Трампа в США, который поставил под сомнение обязательства Вашингтона перед НАТО, означает, что Европа должна делать больше для своей защиты.

«В нынешнем геополитическом контексте Европа должна взять на себя большую ответственность за свою собственную безопасность, независимо от результатов выборов, проводимых нашими союзниками каждые четыре года», — сказал Бретон.

Вероятно, это также связано с ожиданием возможного прихода к власти в Белом доме республиканской администрации, которая не допустит дальнейшего финансирования вооружений для Украины (или, по крайней мере, не выделит 60 с лишним миллиардов долларов, на которые все еще претендует Байден). В ходе предвыборной кампании Трамп обещал попытаться договориться о скорейшем прекращении российско-украинского конфликта.

Европа занята тем, что пытается «обезопасить» себя от Трампа, как заявили официальные лица в прошлом месяце:

«Если Трамп будет переизбран, мы столкнемся с ситуацией в Европе, которой не было со времен окончания Второй мировой войны», — сказал Норберт Рёттген, немецкий законодатель и бывший председатель комитета по иностранным делам Бундестага. «Европе придется беспрецедентным образом отстаивать свою безопасность».

***

P.S. Всё это происходит на фоне нехватки пороха.

Чтобы сделать порох, нужен особый вид хлопка, который в основном поставляется из Китая. Нитроцеллюлоза, также известная как пороховая вата, является ключевым ингредиентом в производстве пороха. Поставки этого хлопка из Китая прекратились как бы случайно несколько месяцев назад… Подробнее об этом можно почитать здесь.


Источники:

www.bloomberg.com

www.politico.eu

ec.europa.eu

www.zerohedge.com

www.politico.eu

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 07 марта 2024, 01:43

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, ИноСМИ, Евросоюз планирует перевести свою оборонную промышленность на военные рельсы