МУС как пример неэффективного международного правосудия / Блог им. cristorobi / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

МУС как пример неэффективного международного правосудия

На рубеже XX и XXI веков проявилась основная тенденция развития человеческого общества — глобализация. Процесс экономической, политической, культурной и правовой интеграции и унификации затронул практически все страны мира и все отрасли деятельности человека. С целью установления абсолютного равенства между странами и народами международным сообществом в рамках процесса глобализации создаются наднациональные структуры, которые должны следить за соблюдением норм и правил в государствах и международных отношениях. Так должно получиться в идеале. Но наш мир не идеален, поэтому стоит посмотреть каких результатов удалось достичь международному сообществу в рамках борьбы за равноправие. Рассмотреть этот вопрос предлагаю на примере такой структуры как Международный уголовный суд.

МУС — это первый постоянный международный орган уголовной юстиции. Он занимается рассмотрением и вынесением приговоров по делам о геноциде, военных преступлениях, преступлениях против человечности, а также по делам о преступлениях агрессии. Учрежден этот международный орган на основе Римского статута и начал свою работу в 2002 году. Местопребывания — Гаага, финансирование идет за счет государств-участников и добровольных пожертвований от правительств, международных организаций, частных лиц, корпораций и других субъектов. Задумка у создателей этого органа была в том, что есть определенные ситуации, в которых самим участникам сложно, а порой и невозможно разобраться самостоятельно, поэтому международная помощь не была бы лишней. Но, повторюсь, наш мир не идеален...
Стоит только повнимательнее посмотреть на список дел, которыми занимается МУС, и возникает чувство острого разочарования и непонимания. До 2016 года этот суд занимался только преступлениями, совершенными в африканских странах. Поймите меня правильно, ни в коем случае не считают людей и страны в Африке какими-то не правильными и не достойными участия в международных процессах. Да, там есть и преступники, пострадавшие, которые нуждаются в международной помощи, поддержке или осуждении. Но все равно выглядит это не очень хорошо: похоже на судилище более мощных стран над теми, которые еще не успели приобрести влияние на международной арене. На самом же деле, всем абсолютно безразлично, как обстоят дела в Конго, Уганде или Дарфуре. Важно, что создана структура, которая чем-то занимается. Результатов, конечно, она не приносит: подсудимые или скрываются от правосудия (структуры, которая бы разыскивала подсудимых не предусмотрено, вроде как, они сами должны явиться на это судилище), или оправданы, но люди заняты, финансирование из разных источников используют. Но работают они явно не в интересах человечества и правосудия.
Вполне естественно, что за такую деятельность МУС неоднократно подвергался критике, в том числе и международной. С целью придать хоть какую-то значимость своей деятельности господа судьи попытались переключиться на другие регионы. Так была попытка расследовать преступления британских военных в Ираке (пытки и убийства мирного населения — военные преступления, которые входят в сферу деятельности МУС). Но результат был фееричным — в 2006 году МУС признал, что преступления были совершены британскими военными, но не стал возбуждать уголовное преследование так как посчитал, что преступлений было совершено мало — 20 штук. Так и хочется спросить, а сколько убийств надо МУС, чтобы они начали выполнять свою работу — сотни, тысячи, миллионы? Не получилось. Решил тогда этот международный орган заняться расследованием преступлений во время военного столкновения Грузии и Южной Осетии в 2008 году. Их никто не просил, сами решили. В итоге в процессе расследования этого дела им удалось так изнасиловать систему международного права, что эта тема, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения. Позже они решили расследовать преступления США в Афганистане, там преступлений точно больше 20… Но 5 апреля 2019 года США аннулировали въездную визу прокурора МУС Ф.Бенсуды, а 12 апреля 2019 года МУС отказался расследовать действия американских военных в Афганистане. Понятливые оказались. Вот такое вот независимое международное правосудие.
Даже после поверхностного изучения деятельности такой международной структуры как МУС, встает вопрос о ее компетентности и независимости. Эти факты находятся у всех на виду. Но международное сообщество предпочитает их не замечать. Многие страны принципиально не согласны с идей международного суда, считая, что он ограничивает их независимость стран. Мне же лично не понятно, зачем создавать структуры, которые дублируют уже существующие структуры ООН.

 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Блог им. cristorobi, МУС как пример неэффективного международного правосудия