Почему Россия может контролировать атомную энергетику Турции в течение следующих 80 лет / Blog by admin / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Почему Россия может контролировать атомную энергетику Турции в течение следующих 80 лет

В мае 2023 года первый ядерный реактор Турции получит первое свежее топливо. АЭС «Аккую», включающая четыре блока реакторов ВВЭР-1200 российской разработки, как ожидается, будет полностью введена в эксплуатацию к 2026 году. Но этот прогресс происходит на фоне растущих опасений по поводу стабильности турецко-российского сотрудничества в атомной сфере.

Турция уже импортирует природный газ из России, а ядерное соглашение создаст ещё большую зависимость от России — в плане ядерных технологий, ядерного топлива и подготовки персонала для эксплуатации атомной электростанции. Это сопряжено с немалым риском; Россия показала, что может использовать энергетическую зависимость как инструмент политического торга.

Долгий путь

Стремление Анкары к ядерной энергетике относится к концу 1950-х годов. Мотивация для этого почти шестидесятилетнего путешествия была связана с развитием Турции в плане экономического роста и энергетической безопасности. Что ещё более важно, развитие ядерной энергетики рассматривается как символ модернизации Турции.

Турция, безусловно, модернизировалась за последние шесть десятилетий, но за это время не смогла создать работающий ядерный энергетический реактор по целому ряду причин.

В 1960-х годах финансовые возможности Турции — при валовом внутреннем продукте менее 20 миллиардов долларов — считались недостаточными для поддержки программы ядерной энергетики. Первоначальный интерес и планы были приостановлены после военных переворотов в 1971 и 1980 годах и последовавшими за ними политической и экономической нестабильностью.

Третья попытка Турции была предпринята в 1980-х годах, когда турецкая экономика выросла и её ВВП составлял 60 миллиардов долларов, что превышало 50 миллиардов долларов — общепринятый порог для развития атомной энергетики.

В то время Турция изменила свою стратегию на финансовую модель строительства, эксплуатации и передачи, при которой поставщик оплачивал затраты на строительство, возмещал свои расходы за счет эксплуатации завода в течение определенного времени, а затем передавал завод в собственность Турции в обмен на процент от будущей прибыли.

Эти планы были остановлены после того, как Турция настояла на 100-процентном иностранном финансировании, а чернобыльская катастрофа 1986 года усилила внутреннюю оппозицию атомной энергетике. Обеспокоенность по поводу роли Турции в пакистанской программе создания ядерного оружия, когда Турция подозревалась в помощи в передаче ядерного материала, также способствовала провалу этой третьей попытки.

В ходе четвертой попытки, в 1994 году, Турция объявила международный тендер на реализацию проекта «под ключ». Однако тендер несколько раз откладывался по техническим и экономическим причинам, а также иногда был связан с обвинениями в коррупции. В результате гарантию на покупку выдать не удалось и от четвёртой попытки отказались в 2000 году.

Россия как единственный вариант

В конце 2002 года Турция предприняла пятую попытку, снова объявив международный тендер. На этот раз этот шаг был частично мотивирован опасениями по поводу зависимости Турции от российского газа. Но проект получил только одно предложение — от Росатома, российской государственной компании по атомной энергии, — которое было признано слишком дорогим, поэтому последняя попытка с использованием подхода «строительство-передача» на этот раз снова провалилась.

В 2008 году, после пяти неудач, Турция вновь изменила стратегию, теперь уже в сторону межправительственного соглашения, которое позволило бы поставщикам обойти правила конкуренции и получить право собственности на завод. В результате в 2010 году Турция и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере.

В рамках соглашения Росатом получит право на строительство, владение и эксплуатацию АЭС «Аккую» с 60-летним сроком службы и возможным продлением на 20 лет до её вывода из эксплуатации, за который также будет отвечать Росатом. Росатом также будет поставлять топливо и утилизировать образующиеся отходы, помогая Турции создавать необходимый человеческий капитал. В обмен на все эти услуги Турция будет поставлять электроэнергию на площадку «Аккую» бесплатно и обязуется покупать вырабатываемую электроэнергию в течение 15 лет по фиксированной ставке 12,35 центов доллара за киловатт-час.

Учитывая затраты на строительство, эксплуатацию и обслуживание станции, а также на утилизацию и транспортировку отходов, эксперты по ядерной энергетической политике сочли это соглашение «экономически хорошо согласованным». Короче говоря, это была хорошая сделка для Турции.

Преувеличенные опасения по поводу распространения ядерного оружия

Как только соглашение было подписано, Турцию начали рассматривать как возможный фронт распространения ядерного оружия. Аналитики даже подсчитали, что среди почти 30 стран, заинтересованных в развитии ядерной энергетики, Турция наиболее склонна к утечке ядерных материалов для создания ядерного оружия, перенаправлению гражданских ядерных знаний и технологий на военные цели, а также к краже ядерных материалов негосударственными субъектами.

Эти опасения не новы. Некоторые объясняют предыдущие неудачи Турции в развитии ядерной энергетики отчасти опасениями США и других западных стран по поводу рисков распространения и тесных отношений Турции с Пакистаном, известным своей деятельностью по распространению ядерного оружия с 1970-х годов.

Но эти опасения не имеют под собой серьезных оснований. Турецкая атомная энергетическая программа основана на подходе «построить — запустить — эксплуатировать», который, по определению, требует, чтобы третья сторона — Росатом — управляла и владела станцией. Более того, соглашения о гарантии и возврате топлива не дают Турции прямого доступа к ядерным материалам и, следовательно, не дают возможности перенаправить эти материалы для использования в немирных целях.

Таким образом, вопреки общепринятому мнению, международные соглашения Турции в сочетании с её обязательствами по нераспространению делают её программу атомной энергетики, вероятно, более устойчивой к распространению, чем у любой другой, развивающей атомную энергетику, страны.

(Реальные) риски, связанные с российской сделкой

Хотя подход, основанный на строительстве и эксплуатации, помог Турции преодолеть некоторые проблемы, остановив продолжавшуюся десятилетиями серию неудачных попыток и предоставив определенные гарантии того, что её ядерная энергетическая программа служит мирным целям, он также создал новые проблемы.

Определяя свою стратегию, Турция использовала энергетическую безопасность в качестве обоснования своей ядерной программы, которая, по её словам, поможет снизить зависимость от импорта природного газа из России и Ирана.

Однако модель, использованная для строительства атомной электростанции «Аккую», делает Турцию сильно зависимой от российских технологий. Учитывая, что Москва имеет опыт использования своих энергетических активов для принуждения, будущее ядерного сотрудничества между Турцией и Россией может стать реальной проблемой.

С точки зрения энергетической безопасности, ядерная сделка не решает проблему зависимости Турции от российского природного газа, а скорее добавляет вторую зависимость — от ядерных технологий. Теперь Турция будет зависеть не только от «Газпрома», но и от «Росатома» — двух российских государственных компаний — практически на каждом этапе своей ядерной энергетической программы — от строительства и эксплуатации АЭС до управления всем ядерным топливным циклом.

Ещё один риск для Турции, связанный со сделкой с Россией, связан с зависимостью от человеческих ресурсов на уровне, который ещё не наблюдался ни в одной другой отрасли атомной энергетики. Соглашение с Россией требует, чтобы не только регулирующие органы, но и турецкие студенты, изучающие ядерную инженерию, проходили обучение в России.

Хотя это может рассматриваться как хорошая возможность обучения для турецких студентов, это также означает, что Турция будет полностью зависеть от России в плане будущего кадрового потенциала, поскольку ни одна другая страна в настоящее время не эксплуатирует эти реакторы. (АЭС «Аккую» — это первый случай, когда реакторы ВВЭР-1200 российской разработки строятся за пределами России).

Росатом также может попытаться завершить проект в срок, чтобы избежать выплаты неустоек. Как выяснилось, строительство станции идет по графику, что является очень редкой ситуацией для таких мегапроектов. В результате у Росатома может возникнуть соблазн проигнорировать или не заметить мелкие проблемы во время строительства четырёх реакторов.

Это создает дополнительную нагрузку на зарождающийся турецкий регулирующий орган, чьи регуляторы в настоящее время проходят обучение в России. Поэтому регулирующим органам потребуется очень подробное законодательство в отношении ввода в эксплуатацию, эксплуатации, технического обслуживания и вывода из эксплуатации, чтобы обеспечить независимую проверку всех соответствующих процедур.

Но что ещё больше усугубляет и без того несбалансированное сотрудничество — межправительственное соглашение требует, чтобы Росатом помогал Турции в разработке нормативной базы, что может привести к конфликту интересов и даже к возможности "захвата регулятора", когда регулируемая организация манипулирует законодателями и регуляторами, чтобы поставить частные интересы выше интересов общественности.

Самой большой и самой неотложной проблемой Турции в области людских ресурсов может стать создание и поддержка регулирующего органа, который сможет осуществлять надзор за электростанцией во время её строительства и эксплуатации.

Турции еще предстоит приобрести опыт регулирования гражданской атомной энергетики, а опыта регулирования этих новых реакторов за пределами России нет. Поэтому очень немногие эксперты обладают конкретными знаниями о конструкции реактора ВВЭР-1200. Более того, все эксперты по конструкции ВВЭР-1200 либо российские, либо имеют тесные отношения с Росатомом, что приводит к ещё одному потенциальному конфликту интересов.

Риски можно уменьшить

Хотя зависимость Турции от России в её ядерной энергетической программе имеет глубокие последствия, у Турции всё ещё существует возможность снизить эти риски, если она предпримет в будущем правильные шаги. К ним относятся диверсификация поставщиков для будущих станций и установление более тесного сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) для оказания регулирующих услуг. Например, Турция уже начала переговоры с американскими поставщиками малых ядерных реакторов. Существуют также планы строительства второй атомной электростанции, для которой Корейская электроэнергетическая корпорация намерена построить до четырех реакторов.

Эти шаги по повышению энергетической безопасности Турции могут быть подкреплены нормативными изменениями с помощью МАГАТЭ. Например, в 2022 году агентство провело "комплексную миссию по оказанию услуг в области регулирования" с целью создания и укрепления нормативно-правовой базы Турции.

Только благодаря таким шагам Турция сможет в полной мере воспользоваться преимуществами мирного использования ядерных технологий без создания новых рисков и ущерба для своей энергетической безопасности.

Источник: thebulletin.org
  • 0
  • 26 февраля 2023, 12:32
  • admin

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора статьи.

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 26 февраля 2023, 12:33

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Blog by admin, Почему Россия может контролировать атомную энергетику Турции в течение следующих 80 лет