Москва переключает внимание на морские пути вместо железных дорог для коридора Север-Юг - Jamestown Foundation / Blog by admin / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Москва переключает внимание на морские пути вместо железных дорог для коридора Север-Юг - Jamestown Foundation

Когда в 2000 году Москва объявила о планах создания торгового коридора «Север-Юг», её первоначальной целью был обход Суэцкого канала, однако в последнее время этот проход используется в основном для обхода западных санкций.

Российские власти сделали ставку на развитие железнодорожной сети как основы коридора, однако проблемы с сухопутными маршрутами как к востоку, так и к западу от Каспия существенно задерживают завершение строительства этих линий. Например, открытие давно обсуждаемой линии Решт недавно было отложено в третий раз и произойдёт не ранее 2028 года.

Другие проблемы железнодорожного сообщения между Ираном и его соседями не имеют каких-либо очевидных решений. Это вынуждает Москву переключить внимание сначала на использование морских путей на Каспии, а затем на коридоры от иранских железных дорог до иранских портов, откуда грузы можно будет отправлять в Индию и другие более отдаленные пункты назначения. 

Однако, учитывая проблемы России с судоходством и интермодальной торговлей, а также отсутствие железнодорожной инфраструктуры, связывающей иранские порты с маршрутами на север, этот сдвиг может не принести Москве ни экономических, ни политических выгод, к которым она явно стремится.

Напротив, эта корректировка, похоже, вызовет новую геоэкономическую и геополитическую конкуренцию как на Каспии, так и в Индийском океане. Первая уже формируется, но вторая почти наверняка может оказаться более значимой.

На Каспии Казахстан и другие прибрежные государства уже становятся конкурентами для российских перевозок в Иран. В результате эти страны развивают военно-морской потенциал, который позволит им более эффективно проецировать силу, если Москва попытается ограничить доступ к этим портам.

Это не означает, что в ближайшей перспективе возможны военные столкновения, а скорее указывает на то, что, поскольку заиление Каспия сокращает размеры маршрутов, которыми могут пользоваться более крупные суда, напряженность между прибрежными государствами почти наверняка возрастет в отношении доступа к оставшимся транзитным путям.

Таким образом, хотя переход России с сухопутных на морские пути в качестве приоритетного маршрута в этом коридоре, возможно и позволил избежать некоторых проблем, он создал новые, которые могут оказаться ещё более сложными.

Однако ситуация в Индийском океане к югу от Ирана, скорее всего, сразу же окажется более взрывоопасной, поскольку Тегеран готов задействовать свои военно-морские силы для защиты не только своих портов, но и судов, перевозящих грузы из России.

Западные державы заинтересованы в сохранении санкций в отношении Ирана и России и готовы использовать различные средства для ограничения таких перевозок, включая лишение судов страховой защиты.

Однако региональные державы, выступающие против расширения иранского влияния, почти наверняка отреагируют, если России удастся преодолеть проблемы, связанные с соединением иранских портов с иранскими железными дорогами и с интермодальным транзитом.

Несмотря на все эти потенциальные риски и, возможно, учитывая подход президента России Владимира Путина к международным отношениям, Москва сегодня считает необходимым сосредоточиться на использовании интермодальной торговли через порты на Каспии и в Индийском океане в качестве предпочтительного метода развития коридора «Север-Юг», а не ждать завершения строительства железнодорожных линий.

Об этом в прошлом месяце заявил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин на слушаниях в Совете Федерации РФ.

В своем выступлении Хуснуллин дал понять, что Москва будет продолжать развивать железнодорожные перевозки, но при этом всё шире будет использовать Каспийское море на северном участке торгового коридора «Север-Юг» и иранские порты на южном участке. 

Высказывания российского вице-премьера — самое яркое свидетельство того, что российское правительство не видит достаточной отдачи от развития железнодорожных перевозок и поэтому вынуждено переключить внимание, несмотря на нехватку в Москве судов для такой торговли, недостатки в организации интермодальных перевозок и даже отсутствие достаточного количества моряков торгового флота.

Всё это усугубляется проблемами в основных иранских портах на побережье Индийского океана, связанными с железнодорожными линиями, ведущими на север.

Военно-морские вопросы на Каспии и в Индийском океане будут приобретать всё большее значение не только для прибрежных государств, но и для их сторонников и конкурентов в других регионах.


Источник: jamestown.org
  • 0
  • 11 августа 2023, 16:35
  • admin

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 11 августа 2023, 16:36

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Blog by admin, Москва переключает внимание на морские пути вместо железных дорог для коридора Север-Юг - Jamestown Foundation