Энергетический ренессанс Ирана: заключительный этап разработки крупнейшего в мире газового месторождения / Blog by admin / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Энергетический ренессанс Ирана: заключительный этап разработки крупнейшего в мире газового месторождения

Завершающий этап разработки иранского газового месторождения «Южный Парс» без иностранного участия и в условиях агрессивных санкций США представляет собой монументальное достижение президента Эбрахима Раиси, способствующее увеличению добычи газа, экспорта и экономических перспектив, а также решению давних проблем в энергетическом секторе страны.

На прошлой неделе президент Ирана Эбрагим Раиси открыл 11- ю и заключительную фазу (очередь) газового месторождения Южный Парс (SPGF). Это событие ознаменовало собой значительный шаг в освоении ресурсов природного газа на крупнейшем в мире месторождении — области, в которой Иран значительно отставал от своего соседа по Персидскому заливу, Катара. Расширение призвано увеличить внутреннее потребление и поддержать экспорт иранского газа.

SPGF - это колоссальный резерв, запасы которого оцениваются в 14,2 трлн. куб. м газа, что составляет 8 % всех мировых запасов газа и 47 % доказанных запасов газа Ирана. Расположенный в 100 км. от побережья, он занимает площадь 9 700 км2, из которых Иран контролирует 3 700 км2.

Открытие последнего этапа является значительным достижением, поскольку оно произошло вопреки односторонним энергетическим санкциям и без привлечения иностранных экспертов, что иранские СМИ оценили как «выдающийся успех» правительства Раиси.



Иранская история успеха

11-я фаза (очередь) SPGF более двух десятилетий находилась в стадии частичного завершения. Месторождение расположено на границе совместного месторождения с Катаром и каждая задержка приводила к увеличению доходов от продажи газа, поступающих в казну Дохи.

На протяжении последних 20 лет различным иностранным компаниям было поручено осуществить заключительный этап, но каждое начинание оставалось незавершенным, часто из-за западных санкций. Примечательно, что в качестве основной компании для реализации этого многомиллиардного проекта была выбрана французская TotalEnergies, заключившая в 2000 и 2017 годах контракты на разработку 11-й очереди.

Однако внешние факторы, такие как провалившаяся кампания санкций Дональда Трампа «максимальное давление» против Ирана и неспособность добиться освобождения от санкций, привели к прекращению их участия.

Малайзийский государственный энергетический гигант Petronas и китайская CNPC первоначально выразили заинтересованность в сотрудничестве с Ираном, но отказались от него из-за сложностей, связанных с санкциями в отношении Тегерана.

Поскольку иностранные компании продолжали выходить из проекта, иранская компания Petro Pars, изначально входившая в консорциум с иностранными партнерами по 11-й фазе, по требованию энергетических властей Ирана взяла на себя единоличную ответственность за разработку проекта. Примечательно, что после двух десятилетий застоя проект был завершён в течение двух лет с опорой на опыт отечественных специалистов.

Это достижение привело к впечатляющему сокращению затрат и времени на 88%, что объясняется творческим подходом к решению проблем и находчивостью инженеров.

На 11-м этапе первоначально предполагалось построить две морские платформы, на что потребовалось бы примерно три года и 250 миллионов долларов. Однако после проведения ряда экспертиз иранские специалисты приняли решение о переносе существующей платформы с фазы 12 на фазу 11, что позволило повысить эффективность и сократить расходы.

Перемещение платформы массой более 3200 тонн и стоимостью около 30 млн. долл. считается беспрецедентным для страны и редким в мире, поскольку было осуществлено без привлечения иностранных специалистов.

Дефицит газа и проблемы, связанные с санкциями

Исламская Республика является четвёртым по величине потребителем природного газа в мире. В связи с этим увеличение добычи газа на последнем этапе SPGF позволило увеличить объём газа, поступающего во внутреннюю сеть, а также открыть возможности для экспорта газа и получения валютных поступлений.

Несмотря на то, что Иран занимает второе место в мире по доказанным запасам газа, уступая лишь России, он уже несколько лет сталкивается с проблемой нехватки газа на внутреннем рынке, причем до такой степени, что прошлой зимой во многих городах страны наблюдались перебои с газом.

Проблемы, с которыми столкнулся энергетический сектор Ирана, обусловлены рядом факторов, включая ограниченный доступ к необходимому оборудованию и технологиям, неэффективное управление, финансовые трудности, устаревающая инфраструктура и международные санкции.

Статистические данные свидетельствуют о мрачных перспективах газодобычи в Иране, поскольку мощности по добыче не соответствуют растущему спросу. По прогнозам Исследовательского центра Меджлиса, к 2041 году общий объём поставок природного газа в Иране достигнет 898,7 млн куб. м/сутки, в то время как потребление по отраслям составит 1410,8 млн куб. м/сутки — дисбаланс в 512 млн куб. м/сутки.

Если в 2021 году газовый кризис возник ещё осенью, то к 2022 году он охватил летние месяцы. По словам министра нефти Джавада Оуджи, зимой 2021-22 гг. Иран столкнулся с огромным дефицитом в 250 млн. кубометров газа в сутки, что превышает весь суточный объем потребления газа Турцией.

Санкции, введенные после одностороннего выхода Вашингтона из ядерной сделки, известной как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA) в 2108 году, оказали серьёзное экономическое давление и замедлили экономический рост Ирана.

Значительное влияние на энергетический сектор оказала потребность в дополнительных финансовых ресурсах. Если в начале 2000-х годов Иран инвестировал в нефтегазовый сектор до 20 млрд. долларов в год, то к 2016 году этот показатель сократился вдвое и с тех пор составляет всего 3 млрд. долларов в год.

Чтобы компенсировать недостаток инвестиций, Иран стал искать партнерства с дружественными странами. В июле 2022 года российский энергетический гигант «Газпром» подписал с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) соглашение о сотрудничестве на сумму 40 млрд. долларов по разработке двух газовых и шести нефтяных месторождений.

Экономический эффект 11 фазы

SPGF является краеугольным камнем энергетического сектора страны. В среднем на нём добывается 680 млн. кубометров в сутки, что обеспечивает 75% потребления газа в Иране, 40% производства бензина и 50% выработки электроэнергии.

Кроме того, различные нефтеперерабатывающие заводы на юге страны ежегодно приносят около 3,5 млрд. долларов в доход энергетического сектора, обеспечивая работой более 60 тыс. человек.

На ранних этапах реализации 11 этапа объём добычи газа будет доведён до 15 млн. кубометров в сутки. По мере завершения проекта конечная цель составит 56 млн. кубометров в сутки, что дополнит существующие производственные мощности SPGF.

Кроме того, завершение этой фазы повышает перспективы экспорта газа из Ирана. Вместе с производством 56 млн. кубометров в сутки, 11-я фаза позволит получить 290 млн. баррелей газового конденсата, 14 млн. тонн сжиженного газа, 315 млрд. куб. м сладкого (малосернистого) газа, 12 млн. тонн этана и 2 млн. тонн серы.

С таким расширением мощностей Иран сможет занять надежную позицию на будущих переговорах о поставках газа в Европу, особенно если украинский кризис сохранится предстоящей зимой.

Раиси-номика

Завершение строительства 11-й очереди служит стимулом для развития иранской экономики. По данным государственного информационного агентства ISNA, этот проект, по оценкам, позволит создать до 10 тыс. рабочих мест и влить в экономику 20 млрд. долларов. Кроме того, этот проект обещает вдохнуть новую жизнь в ослабленный нефтегазовый сектор Ирана, который испытывает постоянные проблемы, связанные с санкциями и ограничением иностранных инвестиций.

Увеличение энергетических мощностей способно привести порты Ирана к процветанию и поставить их в конкурентоспособную позицию с ОАЭ, Оманом и Саудовской Аравией. Хотя Ирану ещё предстоит пройти значительный путь, чтобы сравняться по мощности с портами этих стран Персидского залива, его собственные возможности за семь лет (с 2014 по 2021 годы) впечатляюще выросли почти на 40%.

Иран может похвастаться 11 крупными портами, более 90% его внешней торговли осуществляется посредством морских перевозок. Тегеран поставил амбициозную цель – достичь мощности по перевалке грузов в 500 миллионов тонн в течение следующих пяти лет. Увеличение производства и экспорта энергоносителей может ускорить реализацию этой цели.

Открытие 11-й очереди SPGF было расценено как крупный успех администрации Раиси, хотя дополнительные мощности на этом этапе могут не полностью удовлетворить внутренние энергетические потребности Ирана.

Тем не менее, технические достижения, имевшие место в ходе реализации проекта и его постепенного завершения после двух десятилетий застоя, омраченного неудачным сотрудничеством с иностранными структурами, могут частично удовлетворить общественные настроения и привести к постепенным изменениям в сложной экономической структуре страны.


Источник: new.thecradle.co
  • 0
  • 06 сентября 2023, 04:39
  • admin

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 06 сентября 2023, 04:39

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Blog by admin, Энергетический ренессанс Ирана: заключительный этап разработки крупнейшего в мире газового месторождения