Пентагон закупает топливо, произведенное из российской нефти, через греческих посредников / ИноСМИ / NewsStreet - новости, переводика, комментарии

Пентагон закупает топливо, произведенное из российской нефти, через греческих посредников

Подсанкционная российская нефть проникает в цепочку поставок Пентагона. После многократной смены собственников топливо продается греческому нефтеперерабатывающему заводу, который обслуживает американские вооруженные силы, выяснила The Washington Post.

После того, как западные страны объявили о запретах на российскую нефть в прошлом году, греческий нефтеперерабатывающий завод, обслуживающий американских военных, быстро адаптировался. Через несколько месяцев компания сообщила инвесторам, что прекратила принимать запрещенную нефть и вместо этого нашла другие источники.

Но была причина, по которой российскую нефть, по крайней мере на бумаге, можно было так легко исключить из цепочки поставок.

Нефтепродукты российского производства продолжали поступать на нефтеперерабатывающий завод Motor Oil Hellas на берегу Эгейского моря в Греции, показало исследование Washington Post данных о поставках и торговле. Они просто выбрали новый маршрут, в сотнях миль в стороне от пути через нефтехранилище в Турции, путешествие, которое скрыло следы России, поскольку права собственности на продукты несколько раз переходили из рук в руки, прежде чем они попадали в Грецию.

На первый взгляд, поставка нефтеперерабатывающим заводом мазута с судоходного терминала Дортьол (Dortyol) в Турции, казалось, подтверждала заявления Белого дома и европейских лидеров о том, что эмбарго на российскую нефть действует по плану. Тот факт, что в этих поставках содержались материалы российского происхождения, подчеркивает порочность санкций и неспособность агрессивно обеспечить их соблюдение.

По мнению отраслевых экспертов, обладающих глубокими знаниями о потоках нефти и правилах санкций, которые изучили данные о поставках и торговле по запросу The Post, количество мазута, поставляемого из Дортьол в Motor Oil Hellas и отраслевая практика смешивания продуктов различного происхождения при хранении обеспечивают наличие в смеси большого количества продукта из России.

«Я не вижу другого возможного вывода, кроме того, что российское топливо поступает в Motor Oil Hellas», — сказал Роберт Ауэрс, специалист по моделированию НПЗ и аналитик рынка нефтепродуктов в исследовательской компании RBN Energy, изучивший данные Post.

The Post использовала данные о доставке и другие записи для отслеживания поставок мазута — категории материалов, используемых для производства продукции, которую Пентагон закупает для кораблей и самолетов. 

Некоммерческая организация Project on Government Oversight, базирующаяся в Вашингтоне, обнаружила некоторые из этих данных при подготовке отчёта, в котором использовалась информация, полученная от Data Desk, консалтинговой фирмы, занимающейся расследованиями деятельности компаний, работающих с ископаемым топливом.

За последние два года компания Дортьол получила морским путем 5,4 млн. баррелей мазута, из которых все, кроме 1,9 млн. баррелей, были доставлены из России, согласно данным судового учета и торговым данным компании Refinitiv, специализирующейся на финансовых данных по сырьевым рынкам.

С момента вступления в силу санкций Европейского союза в феврале поставки российской нефти в Дортьол составили 2,7 миллиона баррелей, или более 69 процентов мазута, доставленного морем в Дортьол за этот период.

Также, как выяснила The Post, с февраля Дортьол отгрузила в целом 7 миллионов баррелей мазута, из которых 4,2 миллиона баррелей пришлось на моторное масло Hellas. Эти поставки составили по меньшей мере 56 процентов всего мазута, который греческий НПЗ получал морским транспортом.

Точное количество мазута российского происхождения в продуктах, которые закупает Пентагон, определить не удалось. Эти продукты перерабатываются с использованием множества ингредиентов, которые невозможно отследить на протяжении всего производства.

Также не удалось установить, был ли на каком-то этапе пути мазут из России перемаркирован как поступивший из другой страны. Документы, описывающие происхождение партии нефти, известные как сертификаты происхождения, не являются публичными документами.

Пентагон подписал новые контракты с греческим НПЗ на сумму почти 1 миллиард долларов с тех пор, как запрет США вступил в силу в марте прошлого года, свидетельствуют данные федеральных подрядчиков.

Согласно отчетам о поставках, с февраля более 1 миллиона баррелей авиатоплива от Motor Oil Hellas также было отправлено государственным и корпоративным покупателям в Италии, Франции, Испании и Великобритании.

Джо Йосва, представитель Оборонного агентства материально-технического обеспечения Пентагона, которое занимается закупками топлива для вооруженных сил США, сообщил по электронной почте, что агентству “ничего не известно” о том, что топливо из России направляется его греческому поставщику. Агентство заявило, что его подрядчики, включая Motor Oil Hellas, “несут ответственность за обеспечение соблюдения применимых законов и постановлений, касающихся ведения бизнеса с Россией и российскими компаниями” и “должны подтвердить свое соответствие таким законам и постановлениям в рамках процесса приобретения”.

Пентагон не так уж много может сделать для контроля за поставщиками, пишет Йосва. Продукты, входящие в состав топлива, которое компания закупает у Motor Oil Hellas, “подвержены постоянным изменениям и могут отличаться от одной поставки к другой”, — написал он. Проследить ее происхождение “для конкретной поставки очищенного продукта было бы сложно или невозможно”, — написал он.

В заявлении Motor Oil Hellas говорится, что компания “не покупает, не перерабатывает и не торгует российской нефтью или продуктами. Весь ее импорт сертифицирован и имеет несанкционированное происхождение”. Компания не ответила на конкретные вопросы о характере этой сертификации или о том, предпринимает ли она какие-либо шаги для обеспечения её достоверности.

Турецкие государственные чиновники и представители Turkish Petroleum Corporation, которая стала владельцем нескольких поставок мазута в Дортьол, не ответили на вопросы о происхождении топлива.

Представители Global Terminal Services, которой принадлежит завод в Дортьоле, заявили в электронном письме, что они являются всего лишь “посредниками” при хранении продуктов и ни в коем случае не владеют продуктами, которые они хранят. Они заявили, что не принимают поставки с судов под российским флагом и “полностью соблюдают применимые местные и международные правила”, включая поддержание “надежного процесса соблюдения” в отношении режимов санкций.


Перегрузочный комплекс «Шесхарис» в Новороссийске (Россия) — один из крупнейших нефтеналивных комплексов по перевалке нефти и нефтепродуктов на юге России. Объект находится в эксплуатации с 1964 года.

Согласно санкционным правилам, турецким предприятиям разрешено принимать российское топливо. Греческий НПЗ не может этого делать.

«Очень мягкий подход к регулированию»

По меньшей мере в пяти поставках в этом году из России в Дортьол мазут изначально принадлежал российскому нефтяному гиганту «Роснефть», свидетельствуют торговые отчеты. После того, как она была погружена на танкер в Черном море, груз в каждом случае приобретался фирмой, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах. Позже право собственности на мазут было передано структурам, контролируемым турецкой государственной нефтяной компанией, и продукт поставлялся в Дортьол.

В электронном письме в The Post представитель «Роснефти» заявил, что компания не отслеживает пункт назначения топлива, которое она продает, но находится в “строгом соответствии с общепринятыми международными стандартами”. Фирма из ОАЭ Fossil Trading FZC не ответила на запросы о комментариях.

В соответствии с руководящими принципами в отношении эмбарго ЕС, покупатели “должны проявлять надлежащую должную осмотрительность при оценке происхождения нефти и должны полагаться на имеющуюся в их распоряжении документацию для определения происхождения нефти, которая может включать сертификаты происхождения”.

Регулирующие органы США и ЕС неоднократно предупреждали компании о том, что сертификаты происхождения могут быть поддельными. Многие органы власти и компании имеют право их оформлять, но централизованной системы подтверждения их подлинности не существует.

В нефтяной отрасли Турция стала известна как место, где подобные сертификаты вряд ли будут оспорены, сказал Джордж Волошин, эксперт по финансовым преступлениям Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег.

“Они не пытаются активно остановить это”, — сказал Волошин. “У них нет стимула. Это очень прибыльная торговля, которая приносит деньги Турции, которая находится в хороших отношениях с Россией.… Поэтому они придерживаются очень мягкого подхода к регулированию, предпочитая без вопросов доверять предоставленным им документам”.

Публично торгуемая компания Motor Oil Hellas на протяжении многих лет была ключевым поставщиком Пентагона. С 2019 финансового года Агентство оборонной логистики заплатило компании более 1,1 миллиарда долларов, что делает ее одним из 10 крупнейших подрядчиков агентства среди поставщиков топлива и нефтепродуктов, по данным фирмы Deltek, которая отслеживает данные о закупках правительства США. В мае был завершен заказ на поставку на 479 миллионов долларов.

Проект по государственному надзору (POGO), который выступает за прозрачность правительства и защиту информаторов, поделился своими первоначальными выводами с The Post после отслеживания данных о сырьевых товарах за несколько месяцев. После публикации этой статьи группа опубликовала собственные выводы в отчете под названием “Пентагон покупает топливо, произведённое из российской нефти”, написанном следователем Джейсоном Паладино.

Большинство дополнительных записей, которые The Post использовала для этого отчета, были получены от Refinitiv и Kpler, платформы, отслеживающей мировые энергоносители. В совокупности записи показывают, когда продукция покидала конкретный терминал, кому принадлежали товары, на каких судах они были отправлены и где были разгружены. The Post также изучила спутниковые снимки и данные отслеживания судов от MarineTraffic, чтобы подтвердить посещение портов судами.


Нефтяные танкеры стоят у причалов во время погрузочных работ на НПЗ Aspropyrgos, принадлежащем компании Motor Oil Hellas, в Афинах, 2015 г.

Путешествие вакуумного газойля

Одним из видов мазута, который, по-видимому, совершает этот кружной путь из России в Грецию, является вакуумный газойль, который, как показывает анализ исследовательской фирмой Wood Mackenzie нефтеперерабатывающего завода Motor Oil Hellas, входит в состав авиатоплива, которое нефтеперерабатывающий завод продает американским военным.

Согласно данным о поставках, с февраля весь вакуумный газойль, который поступил в Дортьол, или по меньшей мере 1,7 миллиона баррелей, поступил из России.

Данные о поставках и торговле показывают, что 198 000 баррелей российского вакуумного газойля прибыли в Дортьол в июле, несколько раз меняя владельцев по пути. Партия аналогичного размера была отправлена из Дортьола в компанию Motor Oil Hellas несколько недель спустя. Аналогичная схема поставок повторялась много раз с тех пор, как вступили в силу запреты США и ЕС, выяснила The Post.

“Поток VGO направляется в Турцию, и каким-то чудесным образом тот же VGO оказывается в Греции”, — сказал Виктор Катона, руководитель отдела анализа нефти в Kpler.

На заводе Motor Oil Hellas вакуумный газойль смешивают с гораздо большим количеством сырой нефти из других стран в установке, специально разработанной для производства авиатоплива из этих ингредиентов.

Другие нефтепродукты российского происхождения, которые в больших количествах поставлялись в Дортьол, могут использоваться для производства дизельного топлива дл ыоенно-морского флота. Суда с турецкого терминала затем доставляли такие продукты компании Motor Oil Hellas, которая продает американским военным морское дизельное топливо.

В соответствии с санкциями, компания Motor Oil Hellas и другие западные покупатели не могут импортировать российские нефтепродукты. Они могут импортировать продукты, изготовленные из российской нефти, если эта нефть была подвергнута интенсивной переработке и превращена в другое топливо после того, как покинула Россию. В таких обстоятельствах новый продукт может быть помечен как поступивший из страны, где произошла переработка, считают эксперты.

Аналитики заявили, что Дортьол не занимается такой переработкой, а владельцы терминала отметили в своем заявлении, что они “не имеют никаких прямых отношений ни с нефтеперерабатывающим заводом, ни с производителем”. Из-за [отсутствия] необходимой инфраструктуры продукты не могли подвергаться интенсивной переработке при транзите через Чёрное море.

“Санкции достаточно четко указывают на это”, — сказал Алан Гелдер, вице-президент по нефтепереработке, химическим веществам и исследованиям нефтяных рынков в Wood Mackenzie. “Вам нужно провести ее через переработку и процесс трансформации. Здесь этого не происходит”.


Нефтеперерабатывающие башни видны за заводскими корпусами на нефтеперерабатывающем заводе Motor Oil Hellas в Агиои Теодорои, Греция, 2012 г.

Американские военные забирают продукцию компании Motor Oil Hellas на танкеры с такими названиями, как Overseas Sun Coast, Stena Polaris и Valtellina. Затем танкеры разгружают и хранят топливо в таких местах, как военно-морская база Рота в Испании, где базируются несколько военных кораблей США, база ВВС США Лайес Филд, расположенная на Азорских островах, и база НАТО Суда на греческом острове Крит.

В начале сентября авиатопливо стоимостью 38 миллионов долларов, переработанное на заводе Motor Oil Hellas с использованием вакуумного газойля, было погружено на танкер под флагом США и несколько недель спустя доставлено на базу поддержки ВМС Диего-Гарсия — базу ВМС США в Индийском океане.


Танкер MT Stena Polaris (T-AOT 5563), доставляющий нефтепродукты на распределительные пункты Министерства обороны США по всему миру, 23 июня отходит из Роты, Испания.

Турция вряд ли уникальна в том, что помогает наладить устойчивые продажи российских топливных продуктов. Нефтеперерабатывающие заводы в Индии испытывают потребность в российской нефти с тех пор, как Соединенные Штаты и Евросоюз решили установить предельные цены. Ограничение позволило Индии заключить выгодную сделку по продаже российской нефти, на долю которой, как показывают отраслевые данные, в настоящее время приходится 40% нефти, поступающей в эту страну, где она перерабатывается и часто затем может быть экспортирована в другие страны.


Источник: www.washingtonpost.com  (в источнике чуть больше информации + много фото)

Аналогичное исследование от POGO: www.pogo.org

 

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-перевод, можно найти здесь: t.me/murrrzio

При перепечатке материалов прошу оставлять гиперссылку на наш портал, желательно непосредственно на адрес новости.
avatar

admin

  • 15 ноября 2023, 05:37

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, ИноСМИ, Пентагон закупает топливо, произведенное из российской нефти, через греческих посредников